Индекс Кофе с Молоком продолжает свой рост уже третий месяц подряд. Так, по итогам октября он достиг показателя в 944 п.п., что на 0,8% больше сентябрьского значения. Месячный рост Индекса оказался не таким впечатляющим, как в сентябре, однако он вдвое превзошел официальную инфляцию в 0,4%. За год КсМ поправился на 7,9%, что перекрыло накопленную с октября прошлого года инфляцию в 6,1%. В Москве индекс Кофе с Молоком вырос за месяц на впечатляющие 3,1%, достигнув показателя в 1165 п.п. Выше он был только в конце прошлого года и в декабре 2014. Относительно октября прошлого года Индекс в столице также показал уверенный рост на 7,1%, что выше инфляции. Рост КсМ был в первую очередь обеспечен выросшими объемами покупки составляющих Индекса, как в разрезе месяца, так и года. Таким образом, кофейно-молочные реки остаются в стабильных шоколадных берегах. Россияне от простых удовольствий не отказываются даже при повышении цен на составляющие индекса маленьких гастрономических радостей.
Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 35 000 участников скан-панели в 180 городах России с населением более 10 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
Индекс Кофе с Молоком продолжает свой рост уже третий месяц подряд. Так, по итогам октября он достиг показателя в 944 п.п., что на 0,8% больше сентябрьского значения. Месячный рост Индекса оказался не таким впечатляющим, как в сентябре, однако он вдвое превзошел официальную инфляцию в 0,4%. За год КсМ поправился на 7,9%, что перекрыло накопленную с октября прошлого года инфляцию в 6,1%. Таким образом, значение индекса уступает только показателю декабря прошлого года и марта текущего (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2012 – октябрь 2016
Источник данных: Romir Scan Panel, октябрь 2016
Достаточно скромный месячный рост КсМ объясняется снижением цены почти на все ингредиенты Индекса, кроме молока (+3,5%). Так, в октябре россияне в среднем платили на 4,5% меньше за воду, на 2,9% за шоколад и на 5,6% за кофе. Хотя при этом они нарастили объемы покупки всех составляющих индекса, кроме шоколада (-2,6%). В октябре россияне в среднем покупали на 8,9% больше молока, на 6,3% больше молока и на 3,8% больше кофе.
Стоит также отметить, что и число домохозяйств, покупавших ингредиенты Индекса, в октябре увеличилось. Особенно приросло число покупателей шоколада - на +3,5%, и молока – на +4%. Таким образом, не смотря на снижение цен почти по всем категориям, Индекс КсМ вырос в октябре за счет увеличения объемов.
В годовом же выражении ощутимый рост Индекса был обеспечен такими факторами как повышение цены (+4,1%) и объемов (+5%) купленного кофе. По шоколаду наблюдается похожая картина – рост цены за год на +13,3% при почти неизменном объеме в +0,1%. Рост цен на молоко на +7,7% за год был сведен на нет снижением объемов его покупки на -7,8%. А при снижении цены на воду относительно октября прошлого года на -4,5% россияне купили ее на 19% больше.
Таким образом, кофейно-молочные реки остаются в стабильных шоколадных берегах. Россияне от простых удовольствий не отказываются даже при повышении цен на составляющие индекса маленьких гастрономических радостей. И такая тенденция наблюдается уже не первый месяц.
В Москве индекс Кофе с Молоком вырос за месяц на впечатляющие 3,1%, достигнув показателя в 1165 п.п. Выше он был только в конце прошлого года и в декабре 2014. Относительно октября прошлого года Индекс в столице также показал уверенный рост на 7,1%, что превосходит накопленную за период инфляцию в 6,1%. Подобного уверенного роста Индекса в столице не наблюдалось уже давно (см. Диаграмму 2).
Итак, месячный рост КсМ в Москве был обеспечен, в первую очередь, выросшими объемами покупки всех составляющих Индекса даже при немного снизившихся на них ценах. Так, платя на -2,4% меньше за воду, москвичи ее купили на 12,2% больше в объемах. При снижении цены на шоколад на -0,8% жители столицы купили его в октябре на 3,9%. Москвичи повысили объемы покупки молока на +9,7% даже при немного выросших на него ценах – на +1,2%.
Единственный провал наблюдался по кофе. Не смотря на снижение цены на него на -3,7%, в октябре москвичи купили его меньше на -0,6%. И количество домохозяйств, покупавших кофе в октябре в Москве, также немного сократилось – на -1%. Но такое снижение кофейных аппетитов, видимо, объясняется сентябрьской повышенной закупкой напитка.
Диаграмма 2. Динамика Индекса «Кофе с Молоком» в Москве. Январь 2012 – октябрь 2016
Источник данных: Romir Scan Panel, октябрь 2016
А вот в разрезе года КсМ в Москве вырос за счет повышения цен на все ингредиенты индекса: +4,7% по кофе, +6,8% по воде, +7,7% по шоколаду и +8,5% по молоку. При этом жители столицы даже при выросших за год ценах купили больше кофе (+4,6%) и шоколада (+5,7%).
Таким образом, можно говорить о том, что москвичи остаются верны своим кофейно-шоколадным пристрастиям. И даже подорожание кофеино-энфорфиновых продуктов не может их оттолкнуть маленьких гастрономических радостей.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 35 000 россиян, 13 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 6081, pressa@romir.ru