После двух месяцев бурного повседневного шопинга в ноябре россияне решили немного придержать кошельки, видимо, готовясь к неизбежной предновогодней закупке в декабре. По итогам ноября общие траты на повседневные товары сократились на -0,6% относительно октября. В разрезе года общие расходы россиян выросли на 5,8%, что полностью совпадает с уровнем накопленной за год инфляции. Таким образом, расходы наших соотечественников в ноябре полностью совпали с объемом трат в прошлом году, опять уступив показателям 2012-2014 годов. На фоне общего сокращения расходов средний чек, тем не менее, продолжил рост, что говорит о сокращении частоты походов магазины в ноябре. А уменьшение доли продуктовых категорий в общей корзине повседневных покупок с 55% в октябре до 51% в ноябре свидетельствует о том, что в этом году россияне отложили предпраздничную закупку до декабря.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств *Romir Consumer Scan Panel, в ноябре объем общих повседневных расходов россиян остался практически на уровне октября, сократившись всего на -0,6% за месяц. Однако вместе с ноябрьской инфляцией в 0,4% реальное сокращение расходов оказалось равно одному проценту (см. График 1).
График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – ноябрь 2016.
100% = январь 2012 года
Источник: Romir Scan Panel, ноябрь 2016
В годовом выражении расходы россиян в ноябре по сравнению с ноябрем прошлого года выросли на 5,8%, что точно совпадает с уровнем накопленной инфляции за период. Таким образом, реальные расходы наших соотечественников, то есть «очищенные» от инфляции, в ноябре полностью совпали с показателем прошлого года, опять уступив реальным расходам 2012-2014 годов (см. График 2).
График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – ноябрь 2016.
100% = январь 2012 года
Источник: Romir Scan Panel, ноябрь 2016
Обычно в ноябре во все предыдущие годы отмечался рост расходов относительно октября. В какие-то годы более бурный, как например, в 2012 и 2014, а в другие годы – небольшой, как в 2013 и 2015. Однако рост фиксировался, и объяснением этому служило начало предновогодней закупки. В этом году роста в целом по стране не случилось, хотя в отдельных типах городов и регионов ноябрьские расходы все же превысили октябрьские показатели.
Возможно, после двух месяцев бурного шопинга россияне решили несколько сэкономить перед неизбежными декабрьскими тратами. Согласно отчету Росстата, в ноябре цены продолжили расти на плодоовощную продукцию, особенно на помидоры и огурцы. Подорожание коснулось даже картошки и лука. Прибавила в цене и молочная продукция.
Потребители отреагировали на это повышением среднего чека на 1,5%, что на фоне общего сокращения расходов говорит о том, что россияне несколько реже ходили в магазин в прошедшем месяце. Более того, доля продуктов в общей корзине повседневных трат россиян снизилась в ноябре до 51% с 55% в октябре. Этот факт свидетельствует о том, что предпраздничных закупок продуктов россияне в этом году еще не начали.
Города и регионы
Если бы не москвичи и в целом жители Центрального ФО страны, то, скорее всего, общее падение расходов в ноябре оказалось бы еще ощутимее. Так, расходы жителей центральной части страны за месяц увеличились на 6%, а за год они выросли на 10,8%. Москвичи же в ноябре продемонстрировали рост расходов на 5,6% относительно октября и на 7% по сравнению с ноябрем прошлого года.
А вот северная столица и северо-запад в целом продемонстрировали в ноябре обратную динамику. Питерцы свои расходов в ноябре не изменили относительно предыдущего месяца, а в целом в округе повседневные траты сократились за месяц на -8,7%. Правда, в разрезе года жители Питера нарастили свои расходы на 14,4%, а в целом по СЗФО рост составил 9,7%.
Еще одним регионом, где в ноябре расходы жителей сократились значительно, оказалась Сибирь и Дальний Восток, которые показали минусовую динамику за месяц на -13%. За год расходы в той части страны выросли на 3,3%, но до накопленной инфляции этот рост явно не дотягивает.
В остальных регионах страны в ноябре был зафиксирован рост общих расходов: на 1,2% в Поволжье, на 1,3% в Южном ФО и на 4,1% на Урале. Однако в разрезе года роста, превосходящего инфляцию, не получилось: всего 3,3% на юге страны, нулевые изменения на Урале и -4,5% в Приволжском ФО.
Если говорить о различных типах городов, то в миллионниках расходы жителей в ноябре не изменились относительно октября, а за год рост оказался равен 4,4%. Жители малых городов с населением 100-500 тысяч человек решили немного сэкономить и сократили свои расходы в ноябре на 1,9%, хотя в годовом выражении они показали уверенный рост повседневных трат на 7,9%. А вот жители пятисоттысячников, всегда отличавшиеся бережливостью, вернулись в ноябре к режиму строгой экономии. Они сократили свои расходы за месяц на -7,2%, а за год – на -3,4%.
Доходные группы
Активные траты россиян всех доходных групп в сентябре и октябре сменились ноябрьской экономией, во всяком случае, для потребителей с низкими и средними доходами. По итогам прошедшего месяца они сократили свои траты на -4,7% в низкодоходной группе и на -2,5% в среднедоходной. При этом низкодоходники умудрились сэкономить даже в разрезе года, сократив свои расходы относительного прошлогоднего ноября на -3,6%. Среднедоходники же за год увеличили свои расходы, но практически на уровень инфляции – рост 5,5%.
Зато благодаря активным тратам высокодоходников ситуация была несколько скорректирована. Россияне с доходами выше среднего показали рост расходов в ноябре на 4,5% относительно октября и на 10% по сравнению с ноябрем прошлого года. Видимо, как раз эта группа потребителей уже начала готовиться к новогодним праздникам, покупая подарки и продукты к праздничному застолью.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 35 000 россиян, 13 000 домохозяйств в 180 городе с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 75 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru