Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

548 рублей потратил в ноябре 2016 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

Средний чек продолжил в ноябре тенденцию роста, начатую в сентябре. По итогам последнего осеннего месяца он вырос на 1,5% или 8 рублей, составив 548 рублей за среднестатистическую единовременную оплату покупок в магазине.  Рост чека в ноябре в первую очередь обеспечили жители Центрального федерального округа во главе с москвичами, которые уверенно нарастили свои единовременные траты на 7-9%. Не подвел и Питер, где чек за месяц поправился почти на 5%. Средний чек продолжил рост на 5-6% почти во всех типах торговых каналов за исключением супермаркетов. Однако все эти последние успехи среднего чека всего лишь представляют медленное восстановление утраченных позиций. Величина нынешнего чека по-прежнему уступает значениям даже трехлетней давности.

Индекс «Среднего чека», как и другие индексы - потребительской активности (ИПА) и «Кофе с Молоком» (КсМ) - рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 35 000 покупателей в 180 городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

Средний чек продолжил в ноябре тенденцию роста, начатую в сентябре. Правда, каждый месяц рост становится все меньше, чем в предыдущем месяце, но, тем не менее, он есть. Так, по итогам ноября средний чек вырос на 1,5% или 8 рублей, составив 548 рублей за среднестатистическую единовременную оплату покупок в магазине. 


Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, ноябрь 2016

Правда стоит отметить, что осенний рост среднего чека лишь восстанавливает утраченные им позиции в первой половине года. Размеры чека до сих пор несравнимы с его величиной годичной (587 руб.), двухгодичной (581 руб.) и даже трехгодичной  (560 руб.) давности. И это абсолютные величины чека без учета инфляции.

Как видно из Карты 1, рост чека в ноябре обеспечили, в первую очередь, жители центра страны, которые увеличили свои единоразовые траты на 7,6% по сравнению с октябрем. Приволжский и Уральский федеральные округа также поддержали положительную динамику чека с ростом в 1,1%. Однако в остальных округах было зафиксировано сокращение среднего чека в ноябре – от скромного -0,2% на северо-западе до ощутимых -11% на Дальнем Востоке. Напомним, что и в общей покупательской активности дальневосточники и жители северо-запада в ноябре показали снижение повседневных трат.


Диаграмма 1. Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, ноябрь 2015 - ноябрь 2016

Отметим, что результаты динамики среднего чека в северо-западном регионе могли бы быть плачевнее, если бы не активность жителей северной столицы. Так, в ноябре средний чек в Питере вырос сразу на 4,7% или 32 рубля. После октябрьских 674 рублей он вырос до 706. Однако нынешняя величина чека всего лишь сопоставима с показателем двухлетней давности.

Рост чека в Центральном ФО также объясняется, в первую очередь, расточительностью москвичей, которые увеличили средние единоразовые траты в ноябре сразу на 8,8% или 60 рублей. Таким образом, средний чек поднялся с 683 рублей в октябре до 743 в ноябре, что так же, как и в Питере, вернуло московский чек к значениям 2014 года.

В целом в ноябре средний чек вырос только благодаря повышенным тратам жителей обеих столиц и миллионников в целом, где он прибавил 1% к октябрьскому значению. Жители же пятисоттысячников  и стотысячников в ноябре решили сэкономить. В итоге в городах с населением 500 тысяч и больше чек похудел на -2,3%, а в стотысячниках – на -0,8%.

Отметим, что в  годовом выражении средний чек похудел во всех типах городов. Он потерял порядка  8% в миллионниках и стотысячниках и  почти 17% в пятисоттысячниках. Причем значение среднего чека в городах 500 тысяч + никогда не было таким низким, как в текущем году.

Относительно октября средний чек продолжил свой рост во всех типах торговых каналов.  Уверенный рост чек показал в дискаунтерах (+6,4% до 384 руб.) и в гипермаркетах (+5,4% до 902 руб.). Даже чек в магазинах традиционной торговли оживился в последний осенний месяц, прибавив 4,8% до 260 руб.

Однако по сравнению со значениями годичной давности средний чек демонстрирует ощутимые потери: -10% в дискаунтерах, -14,4% в гипермаркетах, -15% в супермаркетах и -26% в магазинах традиционной торговли. Восстановление чека, видимо, предстоит долгое.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 35 000 россиян, 13 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81,

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены