Сокращение повседневных расходов в ноябре не повлияло на Индекс Кофе с Молоком. Кривая Индекса идет вверх уже четыре месяца подряд, достигнув в ноябре показателя в 982 п.п., что на 4% больше октябрьского значения. За год КсМ в целом по стране вырос на 5,1%, что немного не дотягивает до накопленной за период инфляции. Однако значение Индекса еще никогда не было столь высоким. Столько впечатляющий рост оказался возможным благодаря любви россиян, в первую очередь, к шоколаду, которого они купили больше, даже не смотря на рост цены. А вот в Москве Индекс вел себя диаметрально противоположно, показав снижение на -0,9% к октябрю и -4% к ноябрю прошлого года. Москвичи отреагировали на выросшие цены снижением объемов покупки почти всех составляющих Индекса. Исключение составил только подешевевший кофе, которого жители столицы купили на 5% больше чем месяцем и годом ранее.
Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 35 000 участников скан-панели в 180 городах России с населением более 10 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
Не смотря на небольшое снижение объемов общих расходов россиян в ноябре, индекс Кофе с Молоком продолжил свой рост. Кривая Индекса идет вверх уже четыре месяца подряд. Причем, если после сентябрьского скачка в октябре рост был довольно скромным (всего 0,8%), то в ноябре индекс простых удовольствий прибавил сразу 4% к значению предыдущего месяца. Таким образом, КсМ остановился на уровне 982 п.п. (см. Диаграмму 1).
Годовой рост КсМ оказался, правда, не столь впечатляющим и составил 5,1%, что даже несколько не дотягивает до накопленной за год инфляции в 5,8%. Хотя нельзя не заметить, что по итогам ноября индекс КсМ получил самое высокое значение за все годы наблюдений, обогнав даже показатель декабря прошлого года.
Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2012 – ноябрь 2016
Источник данных: Romir Scan Panel, ноябрь 2016
В рост Индекса в разрезе месяца внесли свою лепту все ингредиенты. Все из них прибавили за месяц в цене, и почти все прибавили в объемах. Так, в ноябре россияне платили дороже на 1,9% за шоколад, на 2,4% - за молоко, на 3,1% - за кофе и на 9,4% - за воду. И не смотря на небольшое подорожание составляющих КсМ, россияне купили их немного больше, чем месяцем ранее: на 1% больше воды, на 1,5% больше шоколада и на 1,7% больше молока. Только кофе потеряло в объемах, но всего 0,8%.
Годовой рост Индекса, как обычно, в первую очередь обязан своим ростом повышению цен на ингредиенты. За год кофе подорожал на 4,8%, шоколад на 9,8%, а молоко – на 11,5%. Дешевле стала только бутилированная вода – на -4,6%. Но ее россияне в ноябре купили почти на 10% больше, чем годом ранее. За год также выросли объемы покупки шоколада – на 2,4%. А вот молока (-6,5%) и кофе (-2,7%) россияне купили несколько меньше, чем в ноябре прошлого года.
Таким образом, можно говорить о том, что шоколад остается главным гастрономическим удовольствием. Россияне покупают его все больше, не смотря на рост цены. И даже общий режим экономии не заставляет наших соотечественников умерить сладкие желания.
А вот в Москве ситуация с индексом Кофе с Молоком сложилась обратно противоположная. Столичный индекс похудел в ноябре на 0,9% относительно октября, остановившись на значении в 1154 п.п. И в разрезе года КсМ потерял сразу 4%. Таким образом, уверенный рост индекс, который наблюдался в последнее месяцы, оказался прерванным (см. Диаграмму 2).
В ноябре цены почти на все составляющие Индекса за исключением кофе подросли. Шоколад прибавил в цене 0,5%, вода подорожала на 3,9% молоко – на 4,1%. Кофе подешевел в среднем на -6,7%. И, соответственно, москвичи сразу сократили объемы покупки подорожавших ингредиентов. Шоколад потерял в объемах -1,9%, воды было куплено на -2,2% меньше, а молока – на -4,6% меньше. Жители столицы купили больше на 5,1% только подешевевшего кофе.
Относительно ноября прошлого года произошло сокращение либо цены, либо объемов по каждому из ингредиентов Индекса. Так, например, за год вода подешевела на -11,5%, но москвичи ее купили меньше на -15,7%. Молоко за год подорожало на +15%, но жители столицы в ноябре его купили на -9,7% меньше, чем годом ранее. Аналогичная ситуация ложилась и по шоколаду. При выросших ценах на него на 8,3% москвичи купили его меньше на -0,5%, чем годом ранее. И даже подешевевший на -10,3% кофе не спас ситуацию. Москвичи купили его всего на 5,5% больше, чем в ноябре прошлого года.
Диаграмма 2. Динамика Индекса «Кофе с Молоком» в Москве. Январь 2012 – ноябрь 2016
Источник данных: Romir Scan Panel, ноябрь 2016
Таким образом, если в целом по стране индекс КсМ носит более шоколадный характер, то в Москве простые удовольствия в первую очередь сводятся к чашке бодрящего кофе. Не смотря на небольшое сокращение объемов простых удовольствий в столице, москвичи баловать себя не перестают.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 35 000 россиян, 13 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 6081, pressa@romir.ru