В минувшем декабре средний чек традиционно показал рост, связанный с предпраздничной закупкой. Относительно ноября он вырос сразу на 7,8% и составил 591 рубль за один поход в магазин. Таким образом, месячная инфляция в 0,4% была с лихвой преодолена. Однако в годовом выражении роста чека не получилось. По сравнению с декабрем 2015 года средний чек потерял -8,1%, снизившись с 643 рублей. В целом, декабрьская величина чека за пять последних лет наблюдений в ушедшем году оказалась самой низкой даже без учета инфляции. Средний чек в декабре относительно предыдущего месяца вырос во всех типах городов и во всех торговых каналах, однако по сравнению с аналогичным периодом 2015 года снижение чека также зафиксировано повсеместно. Предпраздничные покупки продолжили тренд восстановительного роста чека, но не смогли скорректировать картину настолько, чтобы отыграть потери последнего года.
Индекс «Среднего чека», как и другие индексы - потребительской активности (ИПА) и «Кофе с Молоком» (КсМ) - рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 35 000 покупателей в 180 городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.
В минувшем декабре средний чек традиционно показал рост, связанный с предпраздничной закупкой. Относительно ноября средний чек вырос сразу на 7,8% и составил 591 рубль за один поход в магазин. Таким образом, месячная инфляция в 0,4% была с лихвой преодолена. Однако в годовом выражении роста чека не получилось. По сравнению с декабрем 2015 года средний чек потерял -8,1%, снизившись с 643 рублей.
Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.
Источник: Romir Scan Panel, декабрь 2016
Напомним, что в декабре 2014 года средний чек был еще выше и составлял 670 рублей. Таким образом, потери чека за два года составили -11,8%. В последнем месяце 2013 года чек равнялся 605 рублям, а в 2012 году – 616. То есть размер среднего чека в декабре прошедшего года опустился до беспрецедентно низких показателей за последние пять лет даже без учета инфляции.
Как видно из Карты 1, средний чек в декабре вырос повсеместно, однако с разной интенсивностью в различных регионах страны. Наиболее скромные результаты роста продемонстрировали жители Центрального (+3,8%) и Приволжского (+5,7%) федеральных округов. Но жители этих регионов, напомним, в отличие от соседей, нарастили чеки уже в ноябре. Наибольшие же приросты величины среднего чека по итогам декабря были зафиксированы на юге страны (+16,9%) и в Сибири (+13,3%).
Диаграмма 1. Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.
Источник: Romir Scan Panel, декабрь 2015 - декабрь 2016
Скромный рост чека в центре России объясняется достаточно сдержанными покупательскими аппетитами москвичей. Они увеличили декабрьский чек по сравнению с ноябрем всего на 4,3% - с 743 рублей до 775. В отличие от жителей столицы петербуржцы были более расточительны в своих единоразовых тратах. Декабрьский чек в Питере вырос на 10,6%, поднявшись с 706 рублей до 781.
Однако нельзя не отметить, что столь высокие, казалось бы, размеры чеков в обеих столицах несопоставимы с результатами аналогичных периодов предыдущих лет. Московский чек в декабре прошедшего года не смог обогнать показатели пяти предыдущих лет, а по своему значению приблизился к ноябрю 2015 года или январю 2016.
В Питере декабрьский чек 2016 смог превзойти результаты 2012 и 2013 годов, но уступил показателям 2014 и 2015. Фактически чек декабря вернулся к показателю января, отыграв провальные значения, фиксировавшиеся на протяжении всего года.
Средний чек ощутимо вырос во всех типах городов. В миллионниках за месяц чек прибавил 10,5%, в стотысячниках – 11,6%, а в пятисоттысячниках – почти 13%. Однако по сравнению с декабрем 2015 года динамика чека оказалась отрицательной во всех типах городов. В стотысячниках чек за год потерял -4%, в миллионниках -9,4%, а больше всего чек похудел в пятисоттысячниках -15%. Напомним, что жители городов с население свыше полумиллиона человек в течение всего года показывали наибольшую экономию и в целом в повседневных расходах, и в величине единоразовых трат.
Предновогодние покупки положительно повлияли на величину чека во всех торговых каналах. Наибольший рост чека был зафиксирован в магазинах традиционной торговли, где по итогам декабря он составил 309 рублей, что на 18,8% больше ноябрьского значения. Однако по сравнению с аналогичным периодом 2015 года чек в этом типе магазинов похудел на -22,4%, и это самый высокий показатель снижения по сравнению с другими каналами.
В супермаркетах (+16,8%) и гипермаркетах (+16,4%) средний чек в последнем месяце ушедшего года также ощутимо вырос. Однако его показатели несопоставимы с декабрьскими результатами предыдущих лет. Так, в гипермаркетах декабрьский чек фактически сравнялся со значениями января 2016 года и ноября 2015. Но по сравнению с декабрем 2015 года он потерял -14,3%. В супермаркетах наблюдалось аналогичное падение чека в разрезе года на -12,2%.
В дискаунтерах декабрьский чек прибавили относительно ноября 6%, но потерял -11,5% по сравнению с декабрем 2015 года. Не смог чек прошедшего года превзойти аналогичное значение и 2014 года, хотя и обогнал показатели 2012 и 2013.
То есть во всех каналах средний чек продолжил тренде роста, начавшийся в сентябре. Однако даже предпраздничные покупки не смогли скорректировать картину настолько, чтобы отыграть потери последних месяцев. Восстановление продолжается, но потребует больше времени.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 35 000 россиян, 13 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81,