Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Опять экономим

В минувшем феврале повседневные расходы россиян сократились сразу на -3,7% по сравнению с январем, что с учетом месячной инфляции в 0,2% дает падение почти на 4%. В разрезе года общие расходы наших соотечественников выросли на 1,3%. Однако с учетом инфляции в 4,6%, накопленной с февраля прошлого года, настоящего роста не получилось. Таким образом, реальные, то есть очищенные от инфляции расходы россиян, в минувшем феврале оказались ниже отметок четырех предыдущих лет. Снижение повседневных расходов в феврале текущего года объясняется не только укороченным месяцем. Судя по всему, россияне серьезно решили сэкономить после резко скачка цен на товары в январе. Так, доля затрат на продуктовые категории в общей корзине расходов снизилась до 50%. Средний чек остался почти неизменным относительно первого месяца года, потеряв всего -0,4%. Таким образом, можно говорить, что в феврале россияне действительно реже ходили в магазины, меньше тратились на продукты.

Февральская динамика потребительских расходов в разные годы была разнонаправленной, но чаще все-таки положительной. В этом же году, как в 2015 и 2012, мы наблюдаем снижение общей потребительской активности. По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств *Romir Consumer Scan Panel, в феврале повседневные расходы россиян сократились сразу на -3,7% по сравнению с январем, что с учетом месячной инфляции в 0,2% дает падение почти на 4% (см. График 1).

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – Февраль 2017. 

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – Февраль 2017.

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, февраль 2017 

В разрезе года общие расходы наших соотечественников выросли на 1,3%. Однако с учетом инфляции в 4,6%, накопленной с февраля прошлого года, настоящего роста не получилось. Небольшой плюс в реальности обернулся минусом в -3,3%. Таким образом, реальные, то есть очищенные от инфляции расходы россиян, в минувшем феврале оказались ниже отметок четырех предыдущих лет (см. График 2).

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – Февраль 017. 

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – Февраль 017.  

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, февраль 2017 

Традиционно февральский скромный рост расходов или их снижение относительно января объясняется коротким месяцем при расчете общего индекса. Однако в этом году на снижение общих трат, вероятно,  повлияли и другие факторы.

Напомним, что по итогам января, согласно расчетам Ромир, дефлятор, как показатель личной инфляции, продемонстрировал резкий скачок в связи с резким ростом цен на товары. Мы тогда прогнозировали, что в феврале потребители, наверняка, постараются сэкономить. Что и произошло. Так, доля затрат на продуктовые категории в общей корзине расходов снизилась с 53% в январе до 50% в феврале. Средний чек остался почти неизменным относительно первого месяца года, потеряв всего 2 рубля или -0,4%. Таким образом, можно говорить, что в феврале россияне действительно сократили свою покупательскую активность. Реже ходили в магазины, меньше тратились на продукты.

Города и регионы

Расходы сокращались в феврале практически во всех регионах и типах городов. Однако есть и небольшие исключения. Так, жители Южного ФО в феврале, наоборот, увеличили свои расходы на 5,6% относительно января. В остальных же округах наблюдалось снижение – от скромного в -0,8% на северо-западе страны до -8% в центральной части России.

По сравнению с февралем прошлого года, тем не менее, как раз жители северо-запада (+4,8%) и Центрального ФО (+8,3%) показали рост общих расходов. Тогда как в остальных округах и в разрезе года роста расходов не случилось. Наибольшее снижение относительно февраля прошлого года показали жители Приволжского округа (-8,1%).

Не смотря на то, что в Центральном округе расходы за месяц снизились, жители столицы в своих тратах показали противоположную динамику. За месяц они увеличили свои расходы на 2%, а в разрезе года – на +11,1%. В Питере наблюдался аналогичный годовой рост на +11,5%. Однако в разрезе месяца расходы жителей северной столицы сократились на -1,6%.

В остальных российских мегаполисах в феврале расходы сократились на -2,9% относительно января. По сравнению с февралем прошлого года также роста не получилось (-0,7%). Жители пятисоттысячников в феврале сохранили общие расходы на уровне января, то есть динамика оказалась нулевой. В разрезе года сокращение расходов в этом типе городов составило -2,2%. Наибольшее снижение расходов за месяц показали жители стотысячников (-8,2%). По сравнению с прошлым годом их расходы также сократились на -1,6%.

Доходные группы 

Представители разных доходных групп единодушно сокращали свои расходы в течение месяца. Так, низкодоходники в феврале потратили на -1,8% меньше, чем месяцем ранее. В среднедоходной группе снижение расходов составило -3,3%, а в высокодоходной -3,2%. По сравнению же с ситуацией годичной давности расходы сократились у низкодоходников (-2,4%) и у россиян со средними доходами (-2%). Высокодоходники же свои расходы в разрезе года увеличил на 7,9%.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городе с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены