Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

531 рубль потратил в феврале 2017 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

В минувшем феврале средний чек почти не изменился относительно января, потеряв всего 2 рубля или -0,4%. Однако по сравнению с февралем прошлого года средний чек ощутимо вырос – на 6,4%, что уверенно превосходит накопленную за этот период инфляцию в 4,6%. Правда, нынешний февральский чек все же не смог обогнать значение двухлетней давности.  Питерский чек даже после небольшого снижения в феврале по-прежнему превосходит московский – 718 рублей против 705 рублей соответственно. По-прежнему продолжается снижение чека в магазинах традиционной торговли и супермаркетах. В гипермаркетах  в последние месяцы наметился восстановительный тренд. Но лучше всего ситуация со средним чеком обстоит в дискаунтерах. В этом канале чек уже обгоняет значения прошлого года, хотя до позиций 2015 года пока далеко.

Индекс «Среднего чека» рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 30 000 покупателей в 180 городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

В минувшем феврале средний чек почти не изменился относительно января, потеряв всего 2 рубля или -0,4%. Однако по сравнению с февралем прошлого года средний чек ощутимо вырос – на 6,4%, что уверенно превосходит накопленную за этот период инфляцию в 4,6%. Правда, нынешний февральский чек не смог обогнать значение двухлетней давности, когда величина чека равнялась 570 рублям. В целом же динамика среднего чека в феврале текущего года оказалась в привычных рамках - традиционное снижение показателя в первые месяцы года. Только в 2014 году средний чек в феврале оказался выше январского значения (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Динамика среднего чека, в рублях.

Динамика среднего чека, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, январь 2013 – февраль 2017

В большинстве регионов средний чек показал небольшие колебания по сравнению с январем. Исключениями стали только южные регионы страны, где чек в феврале заметно прибавил 7,1% к значению января. А на северо-западе, наоборот, чек похудел на -4,1%. Однако его значение в 627 рублей все равно остается самым высоким по стране (см. Карту 1).  

Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, февраль 2017

Кстати, и питерский чек даже после небольшого снижения в феврале по-прежнему превосходит московский. Так, в северной столице средний чек в феврале составил 718 рублей, сократившись с 720 рублей в январе. Таким образом, чек в Питере почти сравнялся со значениями двухлетней давности, обогнав показатели прошлого года.

А в Москве средний чек по итогам февраля оказался равен 705 рублям, что на 3 рубля меньше значения января. Средний чек в столице теперь близок по значению к показателям трехлетней давности и аналогичного периода прошлого года. А вот к значениям начала 2015 года столичный  чек никак  вернуться не может.

В других мегаполисах в феврале средний чек сохранил январское значение, а за год вырос на 5%. В пятисоттысячниках за месяц средний чек похудел на -1,2%, а за год вырос на те же 1,2%. Бόльшие колебания чека были зафиксированы в стотысячниках. Там чек за месяц потерял -5,3% от январского значения, а за год – прибавил 9,6%.

Если говорить о поведении среднего чека в различных торговых каналах, то здесь можно отметить восстановительный тренд в гипермаркетах. За месяц чек в этом канале прибавил всего 0,8%, зато за год он поправился на 4,8%. Таким образом, нынешние значения чека в гипермаркетах по крайне мере обогнали значения аналогичного периода года предыдущего, хотя и не дотянули пока до показателей 2015 года. Величина среднего чека в гипермаркетах на данный момент близка по значениям к 2012 году.

А вот в супермаркетах сокращение чека продолжается. За месяц он потерял в этом канале -2,1%. Аналогичные потери были зафиксированы и в разрезе года -2,1%. Сейчас чек в супермаркетах находится на одной из самых низких своих позиций. Хуже дела обстояли только в середине прошлого года.

А вот в дискаунтерах, наоборот, продолжается рост. За месяц чек вырос на 2,3%, а за год прибавил 10,2%. Таким образом, падение прошлого  года, по всей вероятности, будет с легкостью отыграно, хотя до позиций 2015 года пока далеко.

В магазинах традиционной торговли  тренд снижения чека по-прежнему продолжается. Даже если за месяц чек в этом канале не изменился, то за год он потерял -17,8%. Размер чека в магазинах, торгующих через прилавок, сегодня идентичен показателям пятилетней давности.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81,

pressa@romir.ru

 

 

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены