Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Прибавилось веры

62% респондентов во всем мире считают себя людьми религиозными, в то время как четверть (25%) относят себя к нерелигиозным, а 9% опрошенных назвали себя атеистами. Отметим, что пять лет назад доля религиозных людей на планете была чуть ниже – 59%, а доля атеистов выше – 13%. Это позволяет говорить о том, что веры в мире прибавилось. Аналогичные изменения произошли и в России. На сегодняшний момент религиозными себя называют 61% россиян, нерелигиозными – 23%, а атеистами – 7%. В 2012 году доля верующих среди россиян составляла 55%. Страной с наиболее религиозным населением оказался Таиланд, за которым следуют Нигерия, Косово, Индия, Гана, Папуа Новая Гвинея, Кот-д’Ивуар, где более 90% жителей назвали себя религиозными. А антилидером в вопросе веры по-прежнему остается Китай, где религиозными себя считают менее десятой части населения. Таковы результаты глобального опроса, проведенного ассоциацией независимых исследовательских агентств Gallup International/WIN в 68 странах мира, в том числе в России и Украине, где эксклюзивным представителем сети является исследовательский холдинг Ромир.

В канун светлого праздника Пасхи, который в грядущее воскресенье будет отмечать почти треть населения планеты, а именно такую долю населения Земли составляют христиане, международная ассоциация независимых исследовательских агентств Gallup InternationalWIN обнародует результаты глобального опроса* о религиозной самоиндентификации более 66 тысяч респондентов из 68 стран мира.

Согласно полученным результатам, 6 из 10 респондентов в мире или 62% считают себя людьми религиозными, в то время как четверть (25%) относят себя к нерелигиозным людям, и 9% опрошенных назвали себя атеистами. Любопытно, что пять лет назад при проведении аналогичного опроса доля религиозных респондентов была немного ниже – 59%. Нерелигиозными тогда себя считали 23% опрошенных, а убежденными атеистами – 13%. То есть с ростом числа верующих и снижением доли атеистов можно говорить о том, что веры в мир немного прибавилось за последние годы.

Диаграмма 1. Независимо от того, посещаете ли Вы храмы или нет, считаете ли Вы себя… религиозным человеком, нерелигиозным человеком, убежденным атеистом? (%)  

Независимо от того, посещаете ли Вы храмы или нет, считаете ли Вы себя… религиозным человеком, нерелигиозным человеком, убежденным атеистом? (%)

Источник данных: Ромир - Gallup InternationalWIN, декабрь 2016

Россия в нынешнем опросе показала результаты, очень близкие к общемировым. Так, религиозными себя назвали 61% россиян, нерелигиозными – 23%, а атеистами – 7%. Напомним, что в 2012 году в России в вопросе религиозности были получены следующие распределения: 55% религиозных, 26% нерелигиозных, 6% атеистов и 13% затруднившихся с ответом. Таким образом, можно констатировать, что и в России число верующих увеличилось.

Однако, не смотря на рост религиозности среди землян, общие тенденции в этом вопросе за последние годы не изменились. Так, анализ социально-демографических параметров показывает, что степень религиозности понижается по мере роста уровня дохода и образования интервьюируемых. Если о своей религиозности заявляют 66% респондентов с низким доходом, то в высокодоходной группе этот показатель падает до отметки в 50%. Такая же тенденция наблюдается и в отношении уровня образования: 83% верующих людей с более низким уровнем  образования против 49% с более высоким уровнем образования. 

Если проводить анализ среди различных конфессий, преобладающих в разных странах, то больше религиозных людей проживает в странах, где широко распространен индуизм (91%) и буддизм (88%). Доля религиозных людей в католическом и мусульманском мире одинакова и составляет 78%. Чуть меньше респондентов из стран с православной религией  назвали себя верующими – 74%. Самый низкий показатель по количеству верующих был получен среди иудеев – 45% при 47% нерелигиозных.

Согласно полученным результатам, страной с наибольшей долей религиозных граждан (98%) оказался Таиланд. Следом за ним в списке наиболее религиозных стран идут Нигерия (97%), Косово, Индия, Гана, Папуа Новая Гвинея, Кот-д’Ивуар (по 94%), Фиджи (92%), Армения (92%) и Филиппины (90%). Традиционно высок уровень религиозности в небогатых, развивающихся странах, например, в Бразилии, Аргентине, Колумбии, Панаме, Румынии, Македонии, Боснии и Герцеговине, Бангладеш, где более 70% населения причисляют себя к религиозным людям.

А вот в конце рейтинга традиционно расположился Китай, в котором более двух третей респондентов (67%)  считают себя атеистами, что более чем вдвое больше, чем в любой другой стране. Еще  23% китайцев относят себя к нерелигиозным людям. В итоге, религиозными считают себя всего 9% жителей Китая.

Перед Китаем идут Швеция, Чехия и Великобритания, где 7 из 10 человек называют себя либо атеистами, либо нерелигиозными людьми: 18% и 55% соответственно в Швеции, 25% и 47% - в Чехии, 11% и 58% - в Великобритании. Высокая доля атеистов и нерелигиозных людей была также выявлена в Австралии, Эстонии, Бельгии, Дании, Германии Японии, Вьетнаме и Южной Корее.


Вице-президент Gallup InternationalWIN и президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин комментирует результаты исследования: «Как мы видим, за последние годы не изменилось соотношение уровней религиозности населения и среднего дохода на душу населения в странах их проживания. По-прежнему жители условно более бедных стран являются более религиозными, тогда как в развитых и богатых странах число верующих значительно ниже.  Вера, видимо, помогает беднякам переносить тяготы и невзгоды повседневной жизни. Россияне, как это нередко случалось ранее, опять показали себя среднестатистическими землянами и в вопросе религиозности тоже. При этом доля верующих в России растет. Видимо, лозунг «За веру, царя и Отечество», где слово «вера», отметим, стоит на первом месте, становится все более актуальным».

 

*Глобальный опрос Gallup International/WIN был проведен в рамках 40-го по счету проекта «Конец года» (End of the Year) в ноябре – декабре 2016 года. Всего опрошено более 66 тысяч человек в 68 странах мира. В каждой стране опрос проводился по национальной репрезентативной выборке. В России полевые работы проводился исследовательским холдингом Ромир по городской репрезентативной выборке среди 1000 респондентов.

 

Gallup International/WIN – крупнейшая и самая известная ассоциация независимых исследовательских агентств, объединяющая 80 компаний и проводящая независимые опросы в почти 100 странах мира. В разные периоды Gallup International/WIN проводил соцопросы и exit poll на президентских и парламентских выборах во многих странах мира. В течение многих лет Gallup International/WIN проводит опросы в рамках международных проектов «Глас народа», «Барометр надежд и отчаяния», «Конец года» и др.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Пресс-служба Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081; pressa@romir.ru

 

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены