Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Потребительские заморозки

Общие повседневные расходы россиян в апреле сократились сразу на -6,5% относительно марта. А по сравнению с апрелем прошлого года россияне в минувшем месяце потратили меньше на -4,9%. То есть с учетом инфляции за месяц расходы россиян фактически сократились на -6,8%, а в разрезе года – на -9%. Таким образом, реальные, то есть «очищенные» от инфляции, расходы наших соотечественников оказались самыми низкими за последние пять лет. Общее сокращение расходов при неизменном среднем чеке говорит о том, что россияне вернулись в режим экономии. Экономия стала возможной за счет сокращения частоты походов в магазин. Потребительская корзина также претерпела изменения. Доля продуктовых категорий выросла до 57%, что говорит об экономии на непродовольственных товарах.

Россияне в своем потребительском поведении оказались в минувшем апреле капризными, как весенняя погода. Не успели мы констатировать небольшую потребительскую оттепель в марте, как в апреле опять вернулось похолодание. По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, общие повседневные расходы россиян в апреле сократились сразу на -6,5% относительно марта. А по сравнению с апрелем прошлого года россияне в минувшем месяце потратили меньше на -4,9% (см. График 1).

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – Апрель 2017. 

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – Апрель 2017.

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, апрель 2017 

То есть с учетом инфляции за месяц расходы россиян фактически сократились на -6,8%, а в разрезе года – на -9%. Таким образом, реальные, то есть «очищенные» от инфляции, расходы наших соотечественников оказались самыми низкими за последние пять лет (см. График 2).

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – Апрель 2017. 

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – Апрель 2017.

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, апрель 2017 

Традиционно в апреле наблюдает некоторое снижение потребительской активности – праздничные месяцы прошли, в апреле обычно проходит Великий Пост. Однако такого снижения расходов относительно предыдущего месяца не фиксировалось никогда в предыдущие годы. Даже в кризисном 2015 году падение повседневных трат составило -5,8%, что все же ниже сокращения расходов в апреле текущего года.

Судя по тому, что размер среднего чека почти не изменился за месяц, потеряв всего 4 рубля или -0,8%, можно говорить о том, что россияне вернулись к режиму экономии. То есть общее сокращение затрат произошло за счет снижения частоты походов в магазины. Качественный состав потребительской корзины в апреле тоже изменился. Так, доля продуктовых категорий в общей корзине потребителей выросла до 57% после 52% в марте и 50% в феврале. Таким образом, можно говорить об экономии на непродовольственных товарах. 

Города и регионы

Расходы снизились повсеместно – во всех регионах и типах городов. Так, наиболее экономными в апреле себя показали жители Северо-Западного (-11,9%) и Южного (-16,6%) округов. А вот меньше всего сокращали расходы потребители из центральной части страны (-4,7%). А на Урале апрельские расходы оказались идентичными мартовским, то есть не изменились.

Если говорить о различных типах городов, то жители миллионнков и пятисоттысячников  сократили свои повседневные траты на -8,8% относительно марта. В стотысячниках сокращение оказалось на полтора процента меньше, чем в более крупных городах, составив -7,3% в разрезе месяца. В годовом же выражении наибольшее  падение расходов пришлось на стотысячники (-7,3%) и полумиллионники (-7,6%). Жители мегаполисов тоже сократили свои расходы в апреле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но не так ощутимо – на -2,9%.

Москвичи в апреле показали сокращение расходов на -5,4% относительно марта и на -4,9% по сравнению с прошлым годом. В северной же столице экономия оказалась более существенной: -8,3% к марту и -10,1% к апрелю 2016 года. Таким образом, становится более объяснимым столь существенное падение расходов в северо-западном регионе в целом.

Доходные группы 

Экономия коснулась представителей всех доходных групп, хотя и с разной интенсивностью. Сокращение расходов в различных доходных группах оказалось обратно пропорционально размеру доходов. То есть низкодоходники в апреле потратили на -11,7% меньше, чем месяцем ранее. Среднедоходники сократили расходы на -7,5% относительно предыдущего месяца, а высокодоходники – на -6,6%.

В разрезе года сохранился тот же тренд по сокращению, что и в месячном выражении. Так, за год низкодоходники снизили повседневные траты на -11,7%. Россияне со средними доходами по сравнению с апрелем прошлого года сократили расходы на -4,5%, а потребители с высокими доходами – на -2,5%.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городе с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены