Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

524 рубля потратил в апреле 2017 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

Тренд снижения среднего чека в апреле продолжился. Пусть и незначительно, но чек опять похудел – на 4 рубля или 0,8% относительно мартовского значения. По сравнению с апрелем прошлого года чек, правда, показал уверенный рост на 6,3%, что без проблем компенсирует накопленную за год инфляцию в 4,1%. Однако до уровня 2015 года чек опять не дотянул, но практически сравнялся с показателем 2014 года. Ощутимую минусовую динамику средний чек показал в Сибири и на Дальнем Востоке, но его рост в центральном и северо-западном регионах смог эти потери сгладить. Наибольшие потери чек по-прежнему несет в полумиллионниках, показывая беспрецедентно низкие значения.  В апреле чек сократился во всех каналах современной торговли, однако вопреки многомесячному тренду на снижение чек неожиданно вырос в магазинах, торгующих через прилавок.

Индекс «Среднего чека» рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 30 000 покупателей в 180 городах с населением свыше 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

Тренд снижения среднего чека в апреле продолжился. Пусть и незначительно, но чек опять похудел – на 4 рубля или 0,8% относительно мартовского значения. По сравнению с апрелем прошлого года чек, правда,  показал уверенный рост на 6,3%, что без проблем компенсирует накопленную за год инфляцию в 4,1%. Однако до уровня 2015 года (567 руб.) чек опять не дотянул, но практически сравнялся с показателем 2014 года, когда он  составлял 527 руб. (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Динамика среднего чека, в рублях.

Динамика среднего чека, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, январь 2013 – апрель 2017

Апрельский средний чек своими минимальными потерями в целом по стране обязан положительной динамике в Центральном (+1,9%) и Северо-Западном (+2,6%) регионах. Иначе ощутимые минусовые изменения чека в Сибири (-8,1%) и на Дальнем Востоке (-14,6%) могли бы повлечь более серьезные потери для среднего показателя в целом по России (см. Карту 1).  

Карта 1. Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, апрель 2017

Напомним, что в марте средний чек в обеих столицах сравнялся, достигнув отметки в 696 руб. В апреле же он показал разнонаправленную динамику: в Москве чек похудел на 1% до 689 руб., а в Санкт-Петербурге чек, наоборот, пошел в рост, прибавив 0,3% до 698 руб. В разрезе года чеки выросли в обеих столицах, однако московский рост в 2,8% оказался куда скромнее питерского в 8,2%.

В остальных миллионниках страны средний чек в апреле потерял -1,9% от мартовского значения. Относительно же апреля прошлого года был зафиксирован рост чека на +2%. Таким образом, значения чека в мегаполисах в нынешнем году немного превосходят показатели прошлого года, хотя остаются ниже значений двухлетней давности.

А вот в пятисоттысячниках ситуация с чеком оставляет желать лучшего уже второй год подряд. За месяц чек похудел на -3,6%, а в разрезе года – на -2,4%. Размер среднего чека в этом типе городов по-прежнему остается на минимальных значениях с начала наблюдений в 2012 году.

А вот жители стотысячников за один поход в магазин в апреле потратили на 0,8% больше, чем месяцем ранее. И по сравнению с апрелем прошлого года они увеличили свои единоразовые траты сразу на 12,4%. То есть прошлогодний провал чека успешно компенсирован, хотя пока его значения остаются на уровне 2014 года, не дотягивая до показателей 2015-го.

Если говорить о поведении среднего чека в различных торговых каналах, то стоить отметить неожиданный его рост в магазинах  традиционной торговли сразу на 3,3%. В течение многих месяцев чек в магазинах, торгующих через прилавок, неуклонно сокращался. В апреле же этот тренд оказался прерван. Сократилось и динамика падения в разрезе года – мартовское сокращение, напомним, составляло порядка 12%, в апреле же годовая динамика составила -5,6%.

В современных торговых форматах средний чек в апреле пусть и немного, но повсеместно сократился: в гипермаркетах он похудел на -1,4%, в супермаркетах – на 2,1%, в дискаунтерах – на -1,1%. Относительно же апреля прошлого года чек показывает рост во всех каналах современной торговли: +6,5% в гипермаркетах, +3,8% в супермаркетах  +5,3% в дискаунтерах.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81,

pressa@romir.ru

 

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены