Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

512 рублей потратил в мае 2017 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

Тренд снижения среднего чека в мае продолжился. И если четыре первых месяца года средний чек терял ежемесячно по 2-3 рубля, то в мае же эта динамика усилилась, и чек похудел сразу на 12 рублей или -2,3% относительно апрельского значения. По сравнению с маем прошлого года чек прибавил 25 рублей или 5%, что превосходит годовую инфляцию в 4,1%. Своим снижением чек, в первую очередь, обязан возврату россиян к стратегии интенсивного шопинга. В мае покупатели увеличили число посещаемых торговых точек в поисках наиболее выгодных предложений. В итоге в каждом магазине они единоразово платили меньше, а в совокупности за месяц потратили больше. Снижение среднего чека в гипермаркетах и супермаркетах при его росте в дискаунтерах и магазинах у дома наглядно это подтверждает.

Индекс «Среднего чека» рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 30 000 покупателей в 180 городах с населением свыше 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

Четыре первых месяца года средний чек терял ежемесячно по 2-3 рубля. В мае же эта динамика усилилась, и чек похудел сразу на 12 рублей относительно апрельского значения. Таким образом, он оказался равен 512 рублям, что на 2,3% меньше, чем месяцем ранее. Относительно мая прошлого года, когда чек равнялся 497 рублям, он соответственно прибавил 25 рублей или 5% (см. Диаграмму 1). Таким образом, в годовом выражении чек вырос и даже преодолел уровень официальной накопленной за период инфляции в 4,1%.

Диаграмма 1. Динамика среднего чека, в рублях.

Динамика среднего чека, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, январь 2013 – май 2017

Снижению чека в мае способствовали его сокращения в четырех крупных федеральных округах (см. Карту 1).  Так, чек похудел в последнем весеннем месяце в Центральном округе (-2,5%), Южном (-5,4%), Уральском (-3,1%) и Сибирском (-1,7%). Тем не менее, он немного прибавил на Северо-Западе (+1,4%) и в Приволжском регионе (+1,6%). Но даже скачок размера чека на Дальнем Востоке на 8,8% не изменил коренным образом ситуацию в силу невысокой доли населения в регионе на фоне общей выборки.

Карта 1. Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, май 2017

В Москве средний чек продолжил в мае снижение  опустился до отметки в 677 рублей после 689 в апреле. То есть его динамика составила -1,7%.  В годовом же выражении чек в столице вырос на 4,2%, что почти совпадает с годовой инфляцией.

В Питере тоже продолжается тенденция предыдущих месяцев, но с противоположным  московскому знаком. В северной столице чек продолжил расти и в мае тоже. Он прибавил к апрельскому значению в 698 рублей 2,5%, достигнув, таким образом, отметки в 716 рублей. В годовом выражении чек в Питере вырос куда ощутимее, чем в Москве – на 17,4%. Отметим, что средний чек в Санкт-Петербурге уже не первый месяц превосходит показатели московского. И годовой рост питерского чека значительно опережает столичный. 

В остальных миллионниках средний чек в мае не изменился относительно апреля, а за год прибавил 2%. Неизменным чек в последнем весеннем месяце относительно предыдущего остался и в стотысячниках. Правда, в этом типе городов годовой рост чека оказался куда выше и составил 9,5%. В полумиллионниках чек уверенно прибавил в мае по сравнению с апрелем – на 2,5%. Правда, годовой рост в 3,7% не смог обогнать накопленную инфляцию.

Если говорить о поведении среднего чека в различных торговых каналах, то здесь налицо получаем подтверждение гипотезы об увеличении россиянами в мае частоты походов  в магазины, о чем мы писали в предыдущем обзоре. Так, покупатели сократили чеки в гипермаркетах (-3%) и супермаркетах (-0,8%), но зато увеличили в дискаунтерах или магазинах у дома (+2,9%). То есть они посещали большее число магазинов около дома в поисках лучших ценовых предложений. В каждом магазине они оставляли на кассе меньшие суммы, чем даже месяцем ранее. Но за счет интенсивного шопинга за месяц в итоге они потратили больше. 

В разрезе года размер среднего чека во всех каналах современной торговли вырос, правда, и с разной интенсивностью. В супермаркетах чек за год прибавил всего 1,9%, в гипермаркетах он поправился на 3,7%, а в дискаунтерах - на уверенные 7,2%.

Апрельский всплеск в динамке среднего чека в магазинах традиционной торговли оказался полностью нивелирован майскими показателями, когда чек опять вернулся к отрицательной динамике и потерял сразу 7,6% к апрелю. В годовом выражении чек в магазинах, торгующих через прилавок, сократился на 10%. То есть чек в этом канале так и не может вернуть себе «жирные» позиции 2015 года, оставаясь на уровне пятилетней давности.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81,

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены