За прошедший год с 11% до 18% увеличилась доля россиян, которые ни на чем не экономят. Вместе с тем немного сократилось число тех, кто экономит на покупке продуктов питания в целом, хотя по-прежнему такие заявления делают четверо из десяти россиян (39%). По остальным же статьям расходов доля вынужденных экономить за последний год только выросла, причем по некоторым – в разы. Каждый третий россиянин заявил, что ему приходится сокращать расходы на путешествия, развлечения, одежду. Каждый пятый – на рестораны и алкоголь. В два с половиной раза за прошедший год выросла доля экономящих на медицинских услугах и занятиях спортом, втрое – на бытовых услугах, вчетверо – на транспорте и мобильной связи. Таковы наглядные свидетельства того, что период тяжелой экономической ситуации для россиян продолжается, причем все еще с тенденцией к ухудшению.
В июне текущего года исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного всероссийского опроса* попросил россиян рассказать, на каких статьях расходов они экономили в течение последнего года. Аналогичный опрос проводился также в прошлом году. А годом ранее, когда кризис только начинался, респондентам было предложено ответить на вопрос о планах на экономию. Таким образом, была получена картина того, как меняется потребительское поведение в течение непростого экономического периода.
Прежде всего, отметим две позитивные новости, выявленные в результате последнего опроса. За год увеличилась доля тех, кто ни на чем не экономит. Если год назад такой ответ давали 11% респондентов, то в этом году их число составило уже 18%. То есть доля экономящих россиян сократилась с 89% до 82%.
В том же что касается экономии, за год немного сократилась доля россиян, которые экономят на еде в целом - с 43% в прошлом году до 39% в году текущем. И на этом, к сожалению, хорошие новости заканчиваются. По остальным статьям расходов было выявлено увеличение числа экономящих, причем по некоторым - в разы.
Ощутимо выросла доля экономящих на деликатесах (с 23% до 30%), на путешествиях (с 21% до 30%), на развлечениях (с 20% до 30%), на ресторанах (с 8% до 20%), на гаджетах (с 8% до 15%). Примечательно, что цифры, полученные в текущем году, практически совпали с прогнозами по экономии, которые россияне делали два года назад. Только планы по экономии на развлечениях пока все еще не дотягивают до заявленного в 2015 уровня в 37%.
Отметим, что не столь кардинально, но продолжила расти доля экономящих на покупке одежды и обуви – с 31% до 33%. Продолжилось увеличение числа россиян, экономящих на косметике – с 11% до 15%. Прошедший год также потребовал сокращения расходов на алкоголь и сигареты у каждого пятого (21%) россиянина, хотя еще год назад их число равнялось 15%.
По другим статьям расходов сложилась любопытная ситуация. Так, два года назад незначительная доля респондентов – от 3 до 5% – декларировала планы по экономии на бытовых услугах, транспорте, медицине, занятиях спортом, мобильной связи. По результатам прошлогоднего опроса эти планы подтвердились где-то полностью, где с разницей в 1-2%.
Однако последний опрос показал, что за год доля экономящих на этих статьях расходов увеличилась в разы. На медицинских расходах в течение последнего года пришлось экономить 16% россиян, тогда как год назад этот показатель равнялся 6%. На бытовые услуги (химчистки, прачечные, ремонт обуви) за последний год сократили свои расходы 13% респондентов при аналогичном показателе в 4% в прошлом году. Похожая тенденция по увеличению доли экономящих россиян наблюдает и по статьям расходов на мобильную связь (с 3% до 12%), транспорт (с 3% до 11%), оплату занятий спортом (с 4% до 10%). И эти цифры значительно превосходят показатели по планам на экономию, объявленным россиянами два года назад.
Рисунок 1. Статьи экономии во время кризиса.
Источник: Ромир, июнь 2017
Таким образом, если в прошлом году мы могли говорить о том, что у страха перед кризисом глаза велики. Россияне в начале 2015 года заявляли о планах по тотальной экономии. Однако год спустя исследование показало, что реальную экономию россияне ввели только на покупку продуктов питания, одежды, косметики. По остальным статьям экономия оказалась существенно ниже заявленной.
В текущем же году результаты опроса свидетельствуют о том, что последние двенадцать месяцев россиянам дались нелегко. Напомним, опрос в конце прошлого года показал, что 2016-й запомнился нашим соотечествееникам, как год кризиса, тяжелой экономической ситуации, сопровождавшейся ростом цен и падением доходов. И это не голословные утверждения. Последний опрос демонстрирует, скольким россиянам пришлось пересмотреть свои траты в сторону их сокращения в условиях продолжающегося кризиса.
Анализ социально-демографических характеристик показал, что доля неэкономящих несколько выше среди мужчин, чем среди женщин – 20% против 16% соответственно. Женщины же по-прежнему демонстрируют большую склонность к экономии, особенно по таким статьям, как продукты питания, косметика, одежда, салоны красоты, то есть там, где они действительно чаще совершают покупки. Мужчины значительно чаще женщин говорили об экономии на алкоголе и сигаретах.
Доля россиян, которые ни на чем не экономят, значительно выше среди молодых респондентов до 24 лет (26%) с тенденцией к снижению пропорционально возрасту респондентов. Так среди россиян старше 60 лет не экономят вдвое меньше респондентов (13%), чем среди молодежи. В целом же представители старшего поколения чаще заявляли, что им приходится сокращать расходы на еду, деликатесы, лекарства, одежду. Респонденты же до 35 лет чаще говорили о вынужденной экономии на развлечениях, путешествиях, ресторанах, покупке одежды и обуви.
*Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81