Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Простые удовольствия на каникулах

Неожиданный рост индекса «Кофе с Молоком» в мае опять сменился его падением в июне. Так, КсМ в первом летнем месяце потерял сразу 3% к майскому значению и остановился на отметке в 915 п.п.  Таким образом, июньское значение КсМ оказалось самым низким за текущий год. Относительно июня прошлого года Индекс вырос, правда, всего лишь на скромные 1,9%, что значительно ниже накопленной за год инфляции. Сезонное снижение КсМ началось с месячным опозданием. Зато в Москве, пережившей холодный и дождливый июнь, сложилась иная ситуация с индексом КсМ, который продолжил свой рост. Так, за месяц значение КсМ в столице, достигшее отметки в 1148 п.п., улучшилось на 0,4% относительно мая, что, правда, немного не дотягивает до уровня месячной инфляции в 0,6%. Зато в разрезе года рост индекса более чем вдвое превзошел показатель накопленной инфляции и составил 10,3%.  Можно смело говорить о том, что москвичи спасались от непогоды с помощью набора простых удовольствий, пытаясь взбодрить себя кофе и шоколадом.

 

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 30 000 участников скан-панели в 180 городах России с населением более 100 тыс. жителей.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

 

Неожиданный рост Индекса «Кофе с Молоком» в мае опять сменился его падением в июне. Так, КсМ в первом летнем месяце потерял сразу 3% к майскому значению и остановился на отметке в 915 п.п.  (см. Диаграмму 1). Таким образом, июньское значение КсМ оказалось самым низким за текущий год. Относительно июня прошлого года Индекс вырос, правда, всего лишь на скромные 1,9%, что значительно ниже накопленной за год инфляции.

Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком», 2013 – 2017.

Динамика Индекса «Кофе с Молоком», 2013 – 2017. 

Источник данных: Romir Scan Panel, июнь 2017

Падение КсМ в разрезе месяца было обусловлено сокращением объемов покупки почти всех ингредиентов индекса, кроме воды. И это произошло на фоне снижения цен на все его составляющие кроме шоколада. Так, за месяц вода подешевела на -3,7%, кофе – на -1,2%, молоко – на -0,8%. И только шоколад за месяц прибавил в цене 1,4%. Однако выросшую цену на шоколад россияне компенсировали снижением объемов его на покупки на -2,1%. Они также купили меньше молока (-2,7%) и кофе (-3,8%). Только воды было куплено больше на 4,2%. Однако и цены на воду упали ощутимее, чем на другие продукты.

В годовом выражении рост КсМ оказался достаточно скромным благодаря компенсационным процессам. Так, например, за год вода подешевела на -7,6%, но ее было куплено на +5,9% больше. С кофе наблюдалась обратная картина.  Он подорожал за год на 2,5%, но его было куплено меньше на -8,7%. Зато ситуацию немного улучшил шоколад. На фоне его удешевления на -2,9% россияне купили его на 7,3% больше.

Таким образом, стоит говорить о начале сезонного спада в поведении индекса КсМ. Традиционно летом россияне заменяют набор простых удовольствий на другие сезонные радости. Не теряет своей актуальности только вода.

А вот в Москве, пережившей холодный и дождливый июнь, сложилась иная ситуация с индексом КсМ. Сезонный спад, отмененный еще в мае, не проявился и в июне. Так, за месяц значение КсМ в столице, достигшее отметки в 1148 п.п., улучшилось на 0,4% относительно мая, что, правда, немного не дотягивает до уровня месячной инфляции в 0,6%. Зато в разрезе года рост Индекса более чем вдвое превзошел показатель накопленной инфляции и составил 10,3% (см. Диаграмму 2). 

Диаграмма 2. Динамика Индекса «Кофе с Молоком» в Москве, 2013 – 2017.

Динамика Индекса «Кофе с Молоком» в Москве, 2013 – 2017.

Источник данных: Romir Scan Panel, июнь 2017

В росте столичного индекса повинен, в первую очередь, кофе, которого москвичи купили на 12,1% больше, чем месяцем ранее, правда, по снизившейся на -7,7% цене. Вода также внесла свою лепту в скромный рост индекса – жители столицы купили ее на 5,6% больше по цене на 1,6% выше, чем месяцем ранее.  Молока же москвичи за месяц купили на -1,8% меньше, несмотря на снижение его цены на -7%. Аналогичные сокращения коснулись и шоколада:  -3,6% потери в цене и -0,4% в объемах. При таких условиях месячный рост оказался столь невысоким.

Зато в разрезе года наблюдался рост объемов покупки всех ингредиентов Индекса: 0,2% прибавил кофе, 2,5% - вода, 12,3% - молоко и рекордные 27% - шоколад. Шоколад при этом потерял в цене за год -3,4%, а вода -8,9%. Кофе же с июня прошлого года стал дороже на 5,5%, а молоко – на 7,8%. Соответственно, такая положительная динамика в покупке составляющих индекса и привела к общему положительному знаменателю.

Таким образом, можно говорить о том, что москвичи спасались от непогоды с помощью набора простых удовольствий, пытаясь взбодрить себя кофе и шоколадом.

 

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081, pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены