Традиционный летний спад индекса «Кофе с Молоком» продолжается второй месяц подряд. По итогам июля Индекс простых удовольствий похудел на 3,2% относительно июня и остановился на отметке в 886 п.п. За год же значение Индекса увеличилось всего на 2,4%, что значительно ниже уровня накопленной инфляции в 3,9%. В Москве снижение КсМ в июле оказалось еще большим, но и годовой рост – более впечатляющим. В июле Индекс в столице похудел сразу на 5,1% и получил значение в 1089 п.п. – самое низкое за весь текущий год. Относительно июля прошлого года Индекс простых удовольствий в Москве показал уверенный рост на 6,7%. Таким образом, можно констатировать, что у простых удовольствий каникулы продолжаются. Россияне, вероятно, заменяют их летники радостями, как например, фруктами и мороженым.
Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 30 000 участников скан-панели в 180 городах России с населением более 100 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
Традиционный летний спад индекса «Кофе с Молоком» продолжается второй месяц подряд. Напомним, что в июне КсМ сдал позиции на 3% по сравнению с маем. По итогам июля потери оказались аналогичными. Индекс простых удовольствий похудел на 3,2% относительно июня и остановился на отметке в 886 п.п. (см. Диаграмму 1). За год же значение Индекса увеличилось на 2,4%, что значительно ниже уровня накопленной инфляции в 3,9%.
Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком», 2013 – 2017.
Источник данных: Romir Scan Panel, июль 2017
Отметим, что в июле немного выросла пенетрация по воде (+2,5%) и по кофе (+1,5%), но вместе с тем сократилась по молоку (-3%) и по шоколаду (-4%). Более того, снижению Индекса способствовало сокращение объемов покупки всех его составляющих: на 1,4% меньше было куплено воды, на 0,7% меньше кофе, на 0,6% меньше молока и на 0,1% меньше шоколада. При этом и цены несколько подтаяли под летним солнцем. Так, за месяц на 9,9% подешевела вода, на 5% - кофе, на 3,2% - молоко. Только шоколад прибавил в цене 0,7%, что, однако, не спасло общую ситуацию.
Относительно прошлогоднего июля рост индекса КсМ оказался возможным благодаря шоколаду, которого было куплено почти на четверть больше (+24,8%) хотя и по немного снизившейся цене (-3,8%). Остальные ингредиенты Индекса не сыграли большой роли в его росте. Так, вода за год подешевела а 2,3% и куплено ее было на 1,4% меньше. Кофе тоже подешевел на -8,3%, хотя и купили его на 1,5% больше, чем годом ранее. Молоко выросло в цене на 5,7%, но объемы покупки остались неизменными.
Таким образом, можно констатировать, что у простых удовольствий каникулы продолжаются. Россияне, вероятно, заменяют их летники радостями, как например, фруктами и мороженым.
Диаграмма 2. Динамика Индекса «Кофе с Молоком» в Москве, 2013 – 2017.
Источник данных: Romir Scan Panel, июль 2017
В Москве же КсМ только начал свое сезонное снижение после дождливых мая и июня, когда потребителям приходилось бодрить себя кофе и баловать шоколадом. В июле же КсМ в столице похудел сразу на 5,1% и получил значение в 1089 п.п. – самое низкое за весь текущий год (см. Диаграмму 2). Правда, в разрезе года Индекс простых удовольствий в Москве показал уверенный рост на 6,7%, что значительно выше накопленной инфляции.
Итак, резкое снижение КсМ в разрезе месяца было обусловлено резким снижением объемов покупки всех составляющих Индекса, кроме молока (+5,2%). Так, воды было куплено на 7,7% меньше, чем в июне, кофе – на 14,5%, а шоколада – на 10,8%. И даже рост цен на эти ингредиенты не смог существенно скорректировать ситуацию. Так цены на воду за месяц повысились на 0,9%, на кофе – на 2%, а на шоколад – вовсе на 13,2%. На молоко при этом цены снизились на -3,7%.
Росту Индекса в годовом выражении, как и в целом по стране, способствовал шоколад. За год цены на него выросли на 7,8%, но при этом москвичи купили его на 31,5% больше, чем летом прошлого года. Вместе с тем, при почти неизменной цене жители столицы за год купли на 12% больше молока. А вот по воде ситуация оказалась компенсационной: цена на нее выросла за год на 7%, а объемы сократились на -6,2%. Кофе же при выросшей цене на 3,8% было куплено на 13,3% меньше, чем в июле прошлого года.
Таким образом, судя по всему, пришедшая в столицу летняя погода принесла с собой и новые удовольствия. Жители столицы тоже отложили кофе и шоколад до более подходящих времен. Хотя в целом и россияне, и москвичи остаются неравнодушны к шоколаду.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 6081, pressa@romir.ru