Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Микроэкономика российских семей

Три четверти россиян (76%), не смотря на общую тяжелую экономическую ситуацию в стране, в целом говорят, что живут неплохо - на основные расходы средств им хватает. Дополняют лагерь уверенно чувствующих себя в финансовом плане респондентов еще 3% опрошенных, которые заявили, что денег в их семьях достаточно, в том числе и для крупных покупок. Однако каждая пятая семья в России (21%) жалуется на тяжесть своего финансового положения, причем 4% признаются, что «еле сводят концы с концами».  Однако в своих прогнозах на будущий год в сфере макро и микроэкономики наши соотечественники не продемонстрировали острого пессимизма.  Более половины уверены, что ситуация с финансами в их семьях и в стране в целом существенно не изменится. Индекс же финансовых изменений в семье составил -3 п.п., а в экономике страны в целом -6 п.п. То есть пессимистичных прогнозов в этих вопросах немного, но больше оптимистичных.

 

Проблема роста цен, инфляции, сокращения реальных доходов по-прежнему беспокоит россиян. Согласно последним опросам Ромир, об этом заявляют более 60% наших соотечественников. В ноябре текущего года исследовательский холдинг Ромир в рамках очередного опроса* попросил своих респондентов рассказать о финансовом положении их семей и поделиться соответствующими прогнозами на год наступающий.

Итак, на вопрос о финансовом состоянии российских семей в течение последнего года ответы распределились следующим образом (см. Диаграмму 1). Почти половина россиян (46%) ответили, что финансовая ситуация в их семьях непростая, но на самое необходимое денег хватает. А почти треть (30%) российских семей пребывают в состоянии, когда могут позволить себе любые повседневные траты.

Диаграмма 1. Скажите, пожалуйста, как бы охарактеризовали финансовое состояние вашей семьи за последний год?

Скажите, пожалуйста, как бы охарактеризовали финансовое состояние вашей семьи за последний год?

Источник: холдинг Ромир, ноябрь 2017

То есть три четверти россиян (76%) в целом, не смотря на общую тяжелую экономическую ситуацию в стране, живут неплохо, на основные расходы средств хватает. Дополняют лагерь уверенно чувствующих себя в финансовом плане респондентов еще 3% опрошенных, которые заявили, что денег в их семьях достаточно, в том числе и для крупных покупок - товаров длительного пользования как то мебель, бытовая техника или оплата путешествий. Правда, вариант ответа о возможности любых расходов вплоть до недвижимости и автомобиля, выбрали всего 0,2% опрошенных.

Однако каждая пятая семья (21%) пожаловалась на тяжелое финансовое положение. Причем в 17% случаев респонденты говорили о том, что им приходится отказываться от некоторых товаров и продуктов в силу отсутствия достаточных средств. А 4% семей признались в том, что ситуация настолько тяжелая, что они «еле сводят концы с концами». Выше доля подобных ответов, что логично, среди россиян с низкими доходами и низким уровнем образования.

На вопрос о том, как респонденты видят финансовое будущее их семьи в ближайшем году, две трети (67%) ответили, что они не ожидают никаких изменений. При этом 15% респондентов надеются на улучшение в той или иной степени финансового состояния своих семей. Причем такие настроения преобладают в большей степени среди молодежи 18-24 лет с высшим образованием. А противоположного мнения об ухудшении финансового положения семьи в будущем году придерживаются 18% респондентов. И такие пессимистичные настроения более свойственны тем, кто уже находится в непростом финансовом положении.

Тем не менее, разница между позитивными и негативными прогнозами составила всего 3 п.п. со знаком минус, что в целом является не столь тревожным показателем. Несколько пессимистичнее обстоит ситуация с прогнозами на развитие общей экономической ситуации в стране (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2. Как вы думаете, как изменится финансовое положение вашей семьи в ближайший год? (%) Как вы думаете, как изменится экономическая ситуация в стране в целом в ближайший год? (%)

Как вы думаете, как изменится финансовое положение вашей семьи в ближайший год? (%) Как вы думаете, как изменится экономическая ситуация в стране в целом в ближайший год? (%)

Источник: холдинг Ромир, ноябрь 2017

Более половины россиян уверены, что в грядущем году экономическая ситуация в стране существенно не изменится и останется прежней. На экономические улучшения надеются 20% респондентов, а в усугубление кризиса верят 26% опрошенных, среди которых опять же преобладают самые малообеспеченные слои населения. Таким образом, индекс экономических изменений в стране составляет -6 п.п.

Таким образом, можно говорить о том, что в целом большинство россиян живут не плохо и успешно справляются с общими экономическими трудностями. И их прогнозы на тему макроэкономики страны и микроэкономики их семей на год наступающий тоже в целом выглядят не очень пессимистично. Россиянам к кризисам не привыкать. А о том, как они адаптируются к непростым экономическим реалиям, мы расскажем в следующих публикациях.  

 

*В опросе приняли участие 2000 человек в возрасте от 18 до 60 лет, проживающие во всех федеральных округах, во всех типах городов и в сельской местности. Выборка репрезентирует взрослое население России.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены