В ноябре средний чек не изменил положительной динамики предыдущих месяцев и прибавил сразу 11 рублей к октябрьскому значению. Таким образом, по итогам последнего осеннего месяца средний чек составил 543 рубля, что на 2,6% больше, чем месяцем ранее. Однако в разрезе года средний чек похудел на 5 рублей или на 0,9%, что с учетом накопленной инфляции говорит о его сокращении почти на 3,5%. Предновогодняя закупка вышла в ноябре на старт и сразу обеспечила приличный рост общих повседневных расходов и прибавку среднего чека. На предновогодний шопинг откликнулись, в первую очередь, жители полумиллионников и стотысячников, предпочитая для закупок супермаркеты и магазины традиционной торговли. Москвичи же и жители мегаполисов в целом пока запасаться подарками и продуктами к новогоднему столу не спешат, о чем свидетельствует их средний чек, который а месяц почти не изменился.
Индекс «Среднего чека» рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 30 000 покупателей в 180 городах с населением свыше 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.
В ноябре средний чек не изменил положительной динамики и прибавил сразу 11 рублей к октябрьскому значению. Таким образом, по итогам последнего осеннего месяца средний чек составил 543 рубля за один поход в магазин, что на 2,6% больше, чем месяцем ранее (см. Диаграмму 1). То есть официальный уровень месячной инфляции в 0,2% был успешно преодолен. Однако в разрезе года средний чек похудел на 5 рублей или на 0,9%, что с учетом накопленной инфляции говорит о его сокращении почти на 3,5%.
Диаграмма 1. Динамика среднего чека, в рублях.
Источник: Romir Scan Panel, январь 2013 – ноябрь 2017
В ноябре средний чек вырос почти во всех округах за исключением Приволжского, где он похудел на рубль или 0,2%, и Северо-Западного, где чек потерял ощутимые почти 3% от октябрьского значения (см. Карту 1). В остальных же регионах чек рос, хотя и с разной интенсивностью. Так, например, на юге страны чек прибавил всего 0,2%, в центре он поправился на 2,3%, на Урале – на 3,6%, в Сибири – на 4,4%, а на Дальнем Востоке – на внушительные 6,2%.
Карта 1. Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.
Источник: Romir Scan Panel, ноябрь 2017
Средний чек в Питере по итогам ноября оказался созвучным с общероссийскими показателями. Так, за месяц чек в северной столице вырос на 2,6%, поднявшись с отметки в 680 до 698 рублей. Однако за год чек в Питере похудел на -1,1%, снизившись с показателя в 706 рублей.
В Москве же месячный рост чека оказался куда скромнее и составил всего 0,9% - с 698 до 704 рублей. Годовое же сокращение чека в столице двукратно превзошло размеры инфляции и составило -5,2%. То есть чек за год потерял 39 рублей, опустившись с отметки в 743 рубля.
В целом отметим, что средний чек в миллионниках в ноябре вырос на процент, а за год потерял почти два (-1,9%). Напомним, что в ноябре в целом общая покупательская активность в мегаполисах была куда ниже, чем в целом по стране. Рост общих расходов в основном обеспечили жители полумиллионников и стотысячников. Вот и в общий рост среднего чека основную лепту внесли опять же жители этих двух типов городов. Так, в ноябре средний чек вырос в пятисоттысячниках на 4,7%, а за год он поправился на 5,9%, что значительно выше годовой инфляции. В стотысячниках же рост чека за месяц составил 3,8%, а за год 7%.
Наши прогнозы о начале предновогодней закупки в этом году носят характер «у дома». Крупные магазины, как гипермаркеты, в ноябре не пользовались особым спросом у потребителей, что сказалось на размере среднего чека, который за месяц похудел на -3,5%, а за год потерял -7%.
Основные же покупки, россияне, по всей видимости, совершали в супермаркетах, где чек за месяц прибавил 3,5%. Годовой же рост чека в этом канале составил 6,8%. В дискаунтерах средний чек за месяц почти не изменился, прибавив всего 0,5%. При этом за год он похудел на -3,4%.
Удивительно, что средний чек показал внезапный рост на 5% в магазинах традиционной торговли (через прилавок), хотя тенденция по сокращению чека в этом канале развивалась многие месяцы. Тем не менее, по сравнению с ноябрем прошлого года чек в этом канале уступил -3,1%.
Итак, предновогодняя закупка только вышла на старт в ноябре, хотя уже обеспечила приличный рост общих повседневных расходов и увеличение среднего чека. На предновогодний шопинг откликнулись, в первую очередь, жители полумиллионников и стотысячников, предпочитая для закупок супермаркеты и магазины традиционной торговли. Москвичи же и жители мегаполисов в целом пока запасаться подарками и продуктами к новогоднему столу не спешат.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81