Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

586 рублей потратил в декабре 2017 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

В декабре средний чек показал традиционную динамику для последнего месяца года – он вырос сразу на 7,9% к ноябрьскому значению и составил 586 рублей. Таким образом, чек достиг наивысшего значения за год. Однако по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет прошлогодний декабрьский чек  оказался самым низким за все годы наблюдений. За год средний чек показал снижение на -0,8%. Рост среднего чека в декабре обеспечили, в первую очередь, жители мегаполисов, которые на месяц позднее, чем россияне из меньших городов, включились в предновогоднюю гонку за праздничными запасами и подарками. Особой популярностью для закупок в декабре пользовались гипермаркеты, где средний чек подскочил почти на 20%.

Индекс «Среднего чека» рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 30 000 покупателей в 180 городах с населением свыше 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

В декабре ушедшего года средний чек показал традиционную динамику для последнего месяца года – он вырос сразу на 7,9% к ноябрьскому значению и составил 586 рублей (см. Диаграмму 1). Таким образом, чек достиг наивысшего значения за год. Однако по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет прошлогодний декабрьский чек  оказался самым низким за все годы наблюдений. За год средний чек показал снижение на -0,8%, за два года – на -8,9%, с декабря 2014 – на -12,5%. И это без учета инфляции. 

Диаграмма 1. Динамика среднего чека, в рублях.

Динамика среднего чека, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, январь 2013 – декабрь 2017                                      

Однако в разрезе месяца средний чек все же продемонстрировал уверенный рост, причем во всех округах  и типах городов. Так, наибольший прирост чека за месяц был зафиксирован на Дальнем Востоке (+14,9%), на юге страны (+11,2%) и в Приволжском округе (+10,9%). В Центральном (+6,5%), Уральском (+6%) и  Сибирском (+8,5%) округах увеличение чека было чуть ниже, но все равно ощутимым. Самые скромные результаты по динамике чека за месяц показал северо-запад, где единоразовые траты жителей увеличились на 4,2% (см. Карту 1).

Карта 1. Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, декабрь 2017

Если в целом в миллионниках средний чек за месяц вырос на 12,6%, то в двух главных мегаполисах страны результаты были несколько скромнее. Так, в Москве чек за месяц прибавил 7,7%, поднявшись с 704 до 758 рублей. А в Питере рост чека в декабре составил 8,7% - с 698 до 759 рублей. За год средний чек в миллионниках не изменился, а в обеих столицах показал отрицательную динамику. В Москве по сравнению с декабрем 2016 года чек снизился на -2,2%, а в северной столице -  на -2,8%.

Наиболее расточительными при единоразовых тратах показали себя в декабре жители полумиллионников, которые тратили в среднем на 10% больше за один поход в магазин, чем месяцем ранее. Годовая динамика чека в этом типе городов за год тоже составила 3,1%, что не намного, но выше показателя годовой инфляции. Жители стотысячников в декабре увеличили свой средний чек на 6,5%, а за год – на 2,1%.

Если в ноябре был зафиксирован всплеск покупок в магазинах «у дома», то в декабре россияне переключили свое покупательское внимание и на магазины более крупных форматов.  Так, наибольший рост чека был отмечен в гипермаркетах – сразу на 19,3% за месяц. В супермаркетах в декабре чек вырос на 11,4%, в дискаунтерах – на 9,4%, а в магазинах традиционной торговли через прилавок – на 7,5%.

Однако годовые результаты по динамике чека оказались положительными только в гипермаркетах (+4,7%) и супермаркетах (+1,9%). В дискаунтерах же чек за год почти не изменился, похудев всего на -0,2%. А вот в магазинах традиционной торговли тренд по сокращению среднего чека продолжает развиваться. В годовом выражении в декабре он сократился на -12,3%.

Как мы писали в ноябрьском обзоре, жители полумиллионников и стотысячников начали предпраздничную закупку заранее. Тогда как жители мегаполисов и обеих столиц не спешили запасаться продуктами к праздничному столу и подарками. В предпраздничные хлопоты они включились только в декабре, что и обеспечило  повышенный рост чека в миллионниках в целом и в присутствующих в этом типе городов в больших количествах крупных форматах магазинов – гипермаркетах и супермаркетах.

                                                                                                  

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены