Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Свободные деньги

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета Индекса свободных денег (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей. Так, за 10 лет наблюдений номинальное значение ИСД достигло максимума в 2017 году – в среднем в российских домохозяйствах ежемесячно в течение года оставалось свободными 18 400 руб. Однако покупательская способность «свободных денег» за те же 10 лет наблюдений была выше в 2014 году.

«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на отдых, развлечения, дополнительное образование, ремонт или отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т.п.).

Индекс свободных денег рассчитываются как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитывается на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.

Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:

  • заработная плата с различными начислениями и доплатами;
  • пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • доходы от операций с личным имуществом;
  • другие виды доходов.

Для расчета индекса свободных денег все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.

К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:

  • продукты питания;
  • непродовольственные товары повседневного спроса;
  • жилищно-коммунальные услуги;
  • бытовые услуги;
  • медицинские услуги;
  • услуги пассажирского транспорта;
  • услуги связи;
  • обязательные платежи.

Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.

 

Итак, проанализировав первоочередные затраты домохозяйств и сравнив их со средними доходами, были получены результаты по размеру «свободных денег», которыми располагали среднестатистические российские семьи с 2008 (базовый год для расчета Индекса свободных денег) по 2017 год включительно (см. Диаграмму 1).

Так, в 2008 году ежемесячно у домохозяйства оставалось в среднем 10300 рублей «свободных денег». При общем растущем тренде относительное снижение размера «свободных денег» наблюдалось в 2009 (до 9000 руб.) и в 2015 (15400 руб.) годах. Максимальный же рост ИСД был отмечен в 2012 году, когда объем свободных денег вырос более чем на треть (+38%) по сравнению с предыдущим годом.

Диаграмма 1. «Свободные деньги» домохозяйств (Россия, города 100 тыс.+). Среднегодовое значение, тыс. руб. *Для 2017 года использованы собственные расчеты Ромир за период октябрь-декабрь.

«Свободные деньги» домохозяйств (Россия, города 100 тыс.+). Среднегодовое значение, тыс. руб. *Для 2017 года использованы собственные расчеты Ромир за период октябрь-декабрь.

Источник: Romir Scan Panel

На диаграмме 2 представлены результаты расчета индекса свободных денег в 2014-2017 годах помесячно. Как и при расчете среднегодового значения, который оказался ниже, чем в соседние годы, в разрезе месяцев 2015 год также оказался наиболее провальным с точки зрения объемов свободных денег, которыми располагали домохозяйства. Так, в отдельные месяцы было зафиксировано снижение индекса до 12700-12800 рублей. При этом наиболее благоприятными с точки зрения наличия свободных денег представляется 2017 год, в котором ежемесячные значения Индекса превосходят аналогичные периоды предыдущих лет. Особенно ярко эта тенденция проявляется, начиная со второго квартала.

Диаграмма 2. «Свободные деньги» домохозяйств в 2014-2017 гг.. (Россия, 100 тыс.+). Ежемесячное значение, тыс. руб. *Для 2017 года использованы собственные расчеты Ромир за период октябрь-декабрь.

«Свободные деньги» домохозяйств в 2014-2017 гг.. (Россия, 100 тыс.+). Ежемесячное значение, тыс. руб. *Для 2017 года использованы собственные расчеты Ромир за период октябрь-декабрь.

Источник: Romir Scan Panel

Отдельного пояснения, вероятно, требует пик конца первой половины года, фиксируемый на протяжении всего периода наблюдений. С одной стороны, с января по июнь растет уровень деловой активности, что влияет на рост зарплат. В третьем квартале деловая активность начинает снижаться в связи с сезоном отпусков. В итоге зарплатная или доходная кривая получает своего рода «горб» в июне. Кривая же затрат демонстрирует обратную динамику. К марту затраты вырастают, а затем до июня снижаются, примерно до уровня января. А в июле идет повсеместное удорожание ЖКХ, и затраты начинают существенно расти. Поэтому в июне кривая затрат показывает «яму». В итоге при наложении двух кривых друг на друга эффект летнего провала усиливается.

При интерпретации значений Индекса свободных денег можно сравнивать его номинальные показатели или вычитать из них величину инфляции. Однако ценность Индекса состоит не в том, чтобы просто вычесть расходы из доходов, а показать покупательскую способность оставшихся средств. При каждом обзоре будет представлена возможность покупки различных товаров (отдельных SKU**), если бы домохозяйство тратило на него все свои свободные деньги.

Итак, премьерное выступление досталось напитку Сoca-Cola в упаковке 2 л. Как видно из диаграммы 3, в провальном 2009 году, действительно, была зафиксирована самая низкая покупательская способность свободных денег, измеренная в Coca Cola – можно было купить 207 бутылок напитка. А вот в 2016 году, когда ИСД начал восстанавливаться (+10%) после тяжелого 2015 года, покупательская способность свободных денег, тем не менее, снизилась. Вероятно, сказался все же рост цен. Так, в 2016 году можно было купить 217 бутылок Cola вместо 253 годом ранее.

Диаграмма 3. Покупательская способность свободных денег домохозяйств в штуках SKU – Соса Соla 2 л (Россия, 100 тыс. +). *Для 2017 года использованы собственные расчеты Ромир за период октябрь-декабрь.

Покупательская способность свободных денег домохозяйств в штуках SKU – Соса Соla 2 л (Россия, 100 тыс. +). *Для 2017 года использованы собственные расчеты Ромир за период октябрь-декабрь.

Источник: Romir Scan Panel

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

 

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

 

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены