Общие повседневные расходы россиян в феврале почти не изменились относительно январских показателей. Они сократились всего на -0,6%, что с учетом короткого 28-дневного месяца, можно считать почти нулевой динамикой. В годовом же выражении расходы наших соотечественников в феврале выросли на 1,9%, что немного не дотягивает до годовой официальной инфляции в 2,2%. Таким образом, реальные, то есть «очищенные» от инфляции, расходы россиян по итогам февраля оказались на уровне прошлого года. Небольшое февральское снижение Индекса покупательской активности объясняется, в первую очередь, более коротким, чем обычно месяцем. В остальном же серьезных изменений в потребительском поведении россиян отмечено не было. С учетом подросшего среднего чека можно говорить о некотором сокращении частоты походов в магазины. Доля продуктов в общей корзине повседневных затрат при этом осталась неизменной относительно января (53%).
Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, общие повседневные расходы россиян в феврале почти не изменились относительно январских показателей. Они сократились всего на -0,6%, что с учетом короткого 28-дневного месяца, можно считать почти нулевой динамикой. В 2017 и 2015 годах, например, объемы февральских расходов проседали куда ощутимее по сравнению с январем (см. График 1). В годовом же выражении расходы наших соотечественников в феврале выросли на 1,9%, что, правда, немного не дотягивает до годовой официальной инфляции в 2,2%.
График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – Февраль 2018.
100% = январь 2012 года
Источник: Romir Scan Panel, февраль 2018
Реальные расходы россиян, то есть «очищенные» от инфляции, по итогам февраля оказались на уровне прошлого года. Таким образом, они уступили показателям 2013, 2014 и 2016 годов, но оказались выше значений 2012 и 2015 годов (см. График 2).
График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – февраль 2018.
100% = январь 2012 года
Источник: Romir Scan Panel, февраль 2018
Итак, февральское небольшое снижение Индекса покупательской активности объясняется, в первую очередь, более коротким, чем обычно месяцем. В остальном же серьезных изменений в потребительском поведении россиян отмечено не было. Доля затрат на продукты питания в феврале осталась на уровне января и составила 53% в общей корзине расходов на товары повседневного спроса. Средний чек немного подрос относительно январского значения, прибавив 1,3%. Это говорит о том, что россияне в феврале немного снизили частоту походов в магазины.
Регионы
Динамика февральских расходов в разных регионах стране оказалась разнонаправленной. Так, наибольшее сокращение продемонстрировали потребители северо-запада, расходы которых по сравнению с январем оказались на -3,9% меньше. Сократили свои расходы в феврале и потребители Приволжского округа (-2,8%). В Центральном ФО расходы покупателей уменьшились на -1,6% по сравнению с началом года. А вот на юге страны расходы за месяц не изменились. В Сибири (+4,9%) и на Урале (+6,3%) потребители ощутимо увеличили повседневные траты в последнем зимнем месяце.
Несмотря на общую положительную динамику потребительской активности в разрезе года, в различных регионах все равно наблюдались разнонаправленные колебания. Так, по сравнению с февралем прошлого года рост расходов был зафиксирован в Южном ФО (+13,8%), в Приволжском (+5,4%) и в Сибирском (+2%). А жители северо-запада (-5,4%), Урала (-1,8%) и центра страны (-1,6%), наоборот, показали отрицательную динамику изменений своих повседневных расходов.
Города
На фоне сокращений расходов в центральном и северо-западном регионах неудивительными выглядят результаты по расходам жителей обеих столиц. Так, за месяц в Москве повседневные расходы жителей показали нулевую динамику, а за год они сократились на -4,7%. В Питере картина еще более пессимистичная, чем в целом по соответствующему округу. Так, за месяц расходы жителей северной столицы сократились на -3,8%, а за год их снижение составило -6,6%.
В остальных миллионниках месячная динамика оказалась на нуле по сравнению с предыдущим месяцем. В годовом же выражении расходы жителей мегаполисов сократились на -0,7%. В пятисоттысячниках в разрезе месяца расходы похудели на -1,4%. Зато в разрезе года они показали серьезный рост сразу на 7,6%. В городах с население от 100 тысяч жителей и до полумиллиона за месяц расходы жителей не изменились. По итогам же года рост составил 5,8%.
Доходные группы
В феврале только представители низкодоходной группы потребителей показали рост расходов на 5,2%. Среднедоходники же и высокодоходники свои повседневные траты сократили на -1,8% и -1,3% соответственно. Зато относительно февраля прошлого года расходы низкодоходников не изменились, в среднедоходной группе они выросли на 4,8%, а высокодоходники показали снижение на -2%.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 500 домохозяйств в 190 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81