Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

539 рублей потратил в марте 2018 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

В минувшем марте средний чек продолжил рост, начавшийся в январе. Величина чека по итогам месяца оказалась на уровне 539 рублей, что на 5 рублей или 0,9% больше, чем месяцем ранее. То есть месячная инфляция в 0,3% оказалась успешно преодолена. Однако в годовом выражении средний чек вырос на 2,1%, что немного не дотягивает до размера накопленной за год инфляции в 2,4%. Впечатляющий рост среднего чека продемонстрировали покупатели из Москвы, где чек за месяц вырос сразу на 2,2%, чего нельзя сказать о Питере, где чек, наоборот, немного похудел. Самыми расточительными при оплате единоразовых покупок оказались жители полумиллионников, где чек за месяц и за год вырос сразу на 8,3%. Россияне продолжают наращивать размер среднего чека в гипермаркетах, видимо, отдавая предпочтение магазинам крупных форматов в целях экономии. Восстановительный тренд по росту среднего чека который месяц фиксируется и в магазинах, торгующих через прилавок.

Индекс «Среднего чека» рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 30 000 покупателей в 180 городах с населением свыше 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

В минувшем марте средний чек продолжил рост, начавшийся в январе. Величина чека по итогам месяца оказалась на уровне 539 рублей, что на 5 рублей или 0,9% больше, чем месяцем ранее. То есть месячная инфляция, рассчитанная Росстатом в размере 0,3%, оказалась успешно преодолена. Однако в годовом выражении средний чек вырос на 2,1%, что немного не дотягивает до размера накопленной за год инфляции в 2,4% (см. Гистограмму 1).

Гистограмма 1. Динамика среднего чека, в рублях.

Динамика среднего чека, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, январь 2013 – март 2018        

Своим общим ростом средний чек обязан, в первую очередь, покупателям на Дальнем Востоке, которые за месяц смогли увеличить свой средний чек сразу на 10%. В Центральном (+0,8%) и  Сибирском (+0,2%) округах чек показал куда более скромный рост. А в остальных регионах страны чек вообще продемонстрировал в марте пусть и небольшую, но отрицательную динамику. Так, чек похудел на северо-западе на -0,5%, в Приволжском округе – на -0,7%, на юге страны – на -0,8%,  а на Урале – на -1,5% (см. Карту 1).

Карта 1. Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, март 2018

Росту среднего чека в Центральном округе способствовала Москва, где за месяц чек вырос на 2,2% и достиг отметки в 739 рублей. За год его рост в столице оказался еще более впечатляющим и составил 6,2%, то есть чек вырос с отметки в 696 рублей. Питерские изменения чека тоже повлияли на его динамику в округе в целом, но с противоположным знаком. В северной столице в марте чек оказался на отметке в 701 рубль, что на -0,4% меньше, чем в феврале. Годовой же рост оказался более чем скромным и составил всего 0,7%.

В остальных городах-миллионниках за месяц размер среднего чека не изменился. Отметим, что нулевая динамика в этом типе городов фиксируется уже второй месяц подряд. За год же чек в мегаполисах похудел на -1%. В стотысячниках также были зафиксированы отрицательные изменения чека. За месяц в городах этого типа чек сократился на -1,6%, а за год показал нулевую динамику. Только покупатели пятисоттысячников не скупились в марте, увеличивая размер покупок в денежном выражении. И в разрезе месяца, и в разрезе года  средний чек в городах этого типа прибавил сразу 8,3%.

Вот уже несколько месяцев подряд средний чек растет в гипермаркетах. И март не стал исключением, хотя рост чека оказался и несколько скромнее, чем в предыдущие месяцы. Итак, в марте размер среднего в гипермаркетах вырос на 3,8%. Правда, до уровня мартам прошлого года размер чека не дотянул -3,7%. В супермаркетах за месяц средний чек потерял -1,7% по сравнению с февральскими значениями, зато за год он поправился на 3,9%.

В марте россияне несколько охладели к дискаунтерам. Единоразовый чек в этом канале уменьшился на -1,6%, а за год – на -0,3%. Зато складывается ощущение, что покупатели постепенно возвращаются в небольшие магазины традиционной торговли. После серьезного провала размера среднего чека в этом канале в течение двух прошлых лет его значения постепенно восстанавливаются в последние месяцы. Так, в марте относительно февраля чек в магазинах, торгующих через прилавок, прибавил +10,8%, а за год рост составил +14,4%.

                                                                                                  

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 500 домохозяйств в 190 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

Моб.: +7 (926) 519 66 13

pressa@romir.ru

 

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены