Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета Индекса свободных денег (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей. В марте текущего года объем свободных денег в среднестатическом российском домохозяйстве достиг размера в 20 200 руб., а среднегодовое значение Индекса свободных денег с учетом данных первого квартала составляет 19 500 рублей. Таким образом, показатели ИСД текущего года по-прежнему с лихвой превосходят значения аналогичных периодов предыдущих лет.
«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на отдых, развлечения, дополнительное образование, ремонт или отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т.п.).
Индекс свободных денег рассчитываются как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитывается на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.
Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:
Для расчета индекса свободных денег все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.
К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:
Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.
Итак, согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel о первоочередных затратах российских домохозяйств и при сравнении их со средними доходами, в марте текущего года объем свободных денег в среднестатическом российском домохозяйстве достиг размера в 20 200 руб. (см. Гистограмму 1). Таким образом, показатели ИСД текущего года по-прежнему с лихвой превосходят значения аналогичных периодов предыдущих лет.
Гистограмма 1. «Свободные деньги» домохозяйств в 2014-2017 гг.. (Россия, 100 тыс.+). Ежемесячное значение, тыс. руб. * За период февраль-март 2018 года использованы собственные расчеты Ромир.
Источник: Romir Scan Panel
Кривая Индекса продолжает свой рос уже второй месяц подряд, начиная с первого месяца года. Аналогичный тренд, отметим, фиксировался и в первом квартале прошлого года. Таким образом, среднегодовое значение Индекса свободных денег с учетом данных первого квартала в текущем году составляет 19 500 рублей. И это самый высокий показатель на все годы наблюдений (см. Гистограмму 2).
Гистограмма 2. «Свободные деньги» домохозяйств (Россия, города 100 тыс.+). Среднегодовое значение, тыс. руб. *За период февраль-март 2018 года использованы собственные расчеты Ромир.
Источник: Romir Scan Panel
В городах различных типов объем свободных денег, которым располагают домохозяйства, по итогам марта отличается от среднемесячного и среднегодового показателя в целом по стране (см. Гистограмму 3). Так, в миллионниках значение ИСД в марте достигло отметки в 26 60 руб., а в среднем за текущий год этот показатель оказался равен 28 900 руб. благодаря более высокому значению Индекса в феврале (30 800 руб.).
Гистограмма 3. «Свободные деньги» домохозяйств в различных типах российских городов за последние 12 месяцев. Среднемесячное значение, тыс. руб. * За период февраль-март 2018 года использованы собственные расчеты Ромир.
Источник: Romir Scan Panel
В полумиллионниках показатель Индекса свободных денег в марте остановился на отметке в 21 700 руб. и оказался идентичен февральскому значению. Среднегодовой объем свободных денег для этого типа городов в текущем году составляет, таким образом, 21 400 руб. А в городах с население от 100 до 500 тысяч человек в марте ИСД равнялся 13 200 руб., что на 100 рублей меньше, чем месяцем ранее. Среднее годовое значение Индекса по итогам трех месяцев текущего года в этом типе городов составило 12 900 руб.
Гистограмма 4. Покупательская способность свободных денег домохозяйств (Россия, 100 тыс. +) в расчете на среднюю цену шоколадного яйца Kinder Surprise. *За период февраль-март 2018 года использованы собственные расчеты Ромир.
Источник: Romir Scan Panel
Несмотря на то, что в текущем году объемы свободных денег в российских семьях находятся на самой высокой отметке за весь период наблюдений, покупательская способность этих средств, в частности, выраженная в возможности приобрести на все деньги шоколадные яйца Kinder Surprise, находится далеко не на высоте (см. Гистограмму 4). Так, при текущей цене на детское шоколадное лакомство на все свободные деньги в этом году можно приобрести 315 яиц. Даже в прошлом году этот показатель был выше – 346 штук. Но самой высокой покупательской способностью, выраженной в шоколадных яйцах, свободные деньги россиян обладали в благополучные 2012 и 2013 годы – тогда на все свободные деньги можно было бы покупать по 397 яиц ежемесячно.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 500 домохозяйств в 190 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81
Моб.: +7 (926) 519 66 13