Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

530 рублей потратил в апреле 2018 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

В апреле средний чек прервал трехмесячный тренд роста, начавшийся в январе. В итоге величина среднего чека по итогам месяца составила 530 рублей, что на -1,7% меньше, чем в марте. С учетом инфляции в 0,4% сокращение чека превысило 2%. В годовом же выражении средний чек немного вырос на 1,1%, поднявшись с 524 рублей. Однако такой рост сложно назвать уверенным, т.к. он даже не превосходит накопленную за год инфляцию в 2,4%. Таким образом, динамика среднего чека еще раз подтверждает гипотезу о переходе россиян к экономии в апреле. Более всего свои единоразовые расходы в апреле сократили жители мегаполисов. А вот в стотысячниках чек, наоборот, показал рост и в разрезе месяца, и в разрезе года. В минувшем апреле средний чек похудел во всех типах торговых каналов и особенно в магазинах у дома – дискаунтерах и магазинах традиционной торговли. Но и в крупных форматах многомесячный тренде роста среднего чека в апреле был прерван.

 

Индекс «Среднего чека» рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 30 000 покупателей в 180 городах с населением свыше 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

В апреле средний чек прервал трехмесячный тренд роста, начавшийся в январе. В итоге величина среднего чека по итогам месяца составила 530 рублей, что на -1,7% меньше, чем в марте. С учетом инфляции в 0,4% сокращение чека превысило 2%. В годовом же выражении средний чек немного вырос на 1,1%, поднявшись с 524 рублей. Однако такой рост сложно назвать уверенным, т.к. он даже не превосходит накопленную за год инфляцию в 2,4% (см. Гистограмму 1).

Гистограмма 1. Динамика среднего чека, в рублях.

Динамика среднего чека, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, январь 2013 – апрель 2018      

Таким образом, динамика среднего чека еще раз подтверждает гипотезу о переходе россиян к экономии в апреле, о чем мы писали в обзоре об общей покупательской активности наших соотечественников. Однако экономными себя показали жители не всех регионов страны. Так, например, в центральной России средний чек в апреле вырос на 2,7%. Небольшой рост также был зафиксирован на северо-западе (+1,1%) и на Урале (+0,7%). В остальных же регионах средний чек в апреле похудел. Наибольшее снижение размера чека было отмечено на Дальнем Востоке – сразу на -14,1%. В Южном и Приволжском округах чек потерял по -2,9% относительно мартовских значений. В Сибири же покупатели в среднем тратили при единовременном расчете на кассе на -2,1% меньше, чем месяцем ранее (см. Карту 1).

Карта 1. Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, апрель 2018

Напомним, что общие повседневные расходы жителей центрального и северо-западного регионов в апреле выросли вопреки общему тренду на снижение. Вот и средний чек в этих регионах показал рост. Однако в столицах округов динамика оказалась противоположной. Так, в Москве в апреле средний чек сократился на -2% - с 739  до 724 рублей. А в Питере рост чека оказался почти незаметным и составил всего 0,4% - с 701 до 704 рублей. За год, правда, чек в столице прибавил уверенные +5,1%, а вот в северной столице годовой рост не превысил и одного процента (+0,9%).

В остальных городах-миллионниках за месяц размер среднего чека потерял -1,9%. По сравнению с апрелем прошлого года чек в мегаполисах похудел на -1%. Еще сильнее за месяц свои позиции чек сдал в полумиллионниках. В этом типе городов жители единоразово платили в апреле на -7,7% меньше, чем в марте. Однако в разрезе года рост чека в пятисоттысячниках с уверенностью обогнал инфляцию и составил +3,7%. И только в городах страны с населением от 100 до 500 тысяч человек размер среднего чека в апреле вырос на 6,3%, а за год прибавил +5,5%.

Если говорить о динамике среднего чека в различных торговых каналах, то стоит отметить прерывание тренда роста чека в гипермаркетах. За месяц в этом канале чек похудел на -1,2%, а за год – на -3,5%. В супермаркетах средний чек в апреле тоже похудел – на -1,5%. Правда, по сравнению с апрелем прошлого года чек в этом канале укрепил позиции на 4,5%.

Еще более существенные потери понес размер среднего чека в дискаунтерах (-5,3%) и магазина традиционной торговли (-7,2%). Более того, и в разрезе года в дискаунтерах уже который месяц отмечается снижение величины чека. Так, в апреле он потерял -4,5% относительно аналогичного периода  2017 года. А вот в магазинах, торгующих через прилавок, ситуация с размером чека все же дает надежду на восстановление. Если за месяц чек и похудел в этом торговом канале, то за год он прибавил +2,%.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 500 домохозяйств в 190 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

Моб.: +7 (926) 519 66 13

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены