Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Сезонная экономия началась

Повседневные расходы россиян в мае номинально не изменились относительно апреля. Однако с учетом инфляции общие траты уменьшились на -0,4%. Годовой же рост оказался минимальным и составил всего 0,6%, что несопоставимо с накопленной за период инфляцией в 2,4%. Таким образом, реальные расходы россиян по-прежнему остаются ниже уровня 2013, 2015 и 2016 годов. Майской экономии способствовало падение на 1,3% цен на плодоовощную продукцию. Об этом говорит снижение доли продуктов в общей корзине затрат – до 49,4%, а также сократившийся на 1,7% средний чек. Также свою лепту в майскую экономию внесли и длинные праздники, во время которых россияне уезжали и не делали обычных покупок.

Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, общие повседневные расходы россиян в мае остались на апрельском уровне. Однако с учетом официальной месячной инфляции в 0,4% россияне все-таки сократили свои общие траты на эту величину. В разрезе года рост повседневных расходов составил всего 0,6%, что уступает уровню накопленной с апреля прошлого года инфляции в 2,4%.  (см. Гистограмму 1). 

Гистограмма 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – май 2018. 

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – май 2018.  

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, май 2018

Реальные, то есть очищенные от инфляции, траты россиян в мае оказались ниже аналогичных показателей в 2016, 2015, 2013 годах. Они превзошли значения реальных расходов только за 2017 и 2012 годы и полностью совпали с результатами 2014 года (см. Гистограмму 2).

Гистограмма 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – май 2018. 

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – май 2018.  

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, май 2018 

Таким образом, россияне в своих повседневных расходах остаются верны стратегии экономии. Этому, прежде всего, помогло снижение цен на плодоовощную продукцию, составившее в мае 1,3% (данные Росстата). В итоге доля затрат на продуктовые категории в общей корзине россиян в мае снизилась до 49,4%, а средний чек упал на 1,7% до 521 рубля. Еще одним фактором, возможно, повлиявшим на снижение общих трат, стали длинные майские праздники, во время которых часть россиян уезжала из дома на отдых или в гости и не делала обычных покупок.

Регионы

В мае свои расходы по сравнению с предыдущим месяцем сократили жители большинства регионов страны. Увеличились повседневные траты только на юге России – на 5,2%, а также в Сибири и на Дальнем Востоке - на 2,6%. На северо-западе страны жители снизили расходы на 3,7%, в центральных регионах – на 2,6%, в Поволжье – на 1,7%, на Урале – на 4,1%.

Зато по сравнению с маем прошлого года почти все регионы показали рост расходов. Исключение составил только Урал, где за год жители сохранили траты на том же уровне. В остальных же округах наблюдался уверенный рост: на 4,4% - в центре страны, на 6,5% - на северо-западе, и на рекордные 18,3% - на юге России. Более скромно увеличились расходы в Поволжье – на 2,4%, и в Сибири – на 1,3%.

 

Города

Падению месячных расходов в Центральном и Северо-Западном округах способствовало покупательское поведение жителей обеих столиц.  В Москве расходы относительно предыдущего месяца сократились на 4,1%, а в Санкт-Петербурге - на 2,2%. Аналогичная динамика наблюдалась в двух столицах и в разрезе года. По сравнению с прошлогодним маем жители Москвы показали солидную экономию и уменьшили расходы на 7,3%, в Санкт-Петербурге сокращение составило 1,4%.

А вот в остальных городах-миллионниках повседневные траты в мае показали рост - по сравнению апрелем на 0,7%, а в годовом разрезе - на 2,9%. На 0,7% увеличили свои траты за месяц жители полумиллионников, но в годовом измерении зафиксировано снижение – на 1,4%.  Самый большой годовой рост повседневных расходов отмечен в стотысячниках – на 18,2%, а по сравнению с предыдущим месяцем он составил в этом типе городов 1,4%.  

Доходные группы 

Россияне из разных доходных групп демонстрировали в мае разнонаправленную динамику повседневных трат. Самыми экономными себя показали граждане, располагающие низкими доходами. Они резко, на 10,4%, уменьшили свои траты по сравнению с апрелем. За год падение расходов в этой группе составило 7%.

На уровне апреля сохранили свои повседневные расходы высокодоходники. В разрезе года они увеличили свои траты на 2%. Россияне со средним уровнем дохода увеличили свои траты по сравнению с апрелем на 0,6%, а за год – на 9,2%.        

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 500 домохозяйств в 190 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Пресс-служба

Тел.: +7 (495) 988 60 81

+7 (926) 519 66 13

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены