Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

521 рубль потратил в мае 2018 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

Второй месяц подряд средний чек снижается. По итогам мая показатель остановился на уровне 521 рубль, потеряв по сравнению с апрелем 9 рублей или 1,7%. С учетом майской инфляции в 0,4%, средний чек сократился более чем на 2%. В годовом выражении индекс поднялся на 1,8%, что, однако, уступает накопленной за то же время инфляции в 2,4%. В целом можно говорить о том, что в мае тренд рационального потребления продолжился, россияне по-прежнему стремятся экономить на ежедневных покупках. Средний чек похудел во всех категориях городов и особенно в обеих столицах. В различных типах торговых каналов наибольшие потери понес чек в крупных форматах - в гипер- и супермаркетах.


Индекс Среднего чека рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 30 000 покупателей в 180 городах с населением свыше 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.
Второй месяц подряд средний чек снижается. По итогам мая показатель остановился на уровне 521 рубль, потеряв по сравнению с апрелем 9 рублей или 1,7%. С учетом майской инфляции в 0,4%, средний чек сократился более чем на 2%. В годовом выражении индекс поднялся на 1,8%, что, однако, уступает накопленной за тоже время инфляции в 2,4%. (см. Гистограмму 1).

Гистограмма 1. Динамика среднего чека, в рублях.

Гистограмма 1. Динамика среднего чека, в рублях.
Источник: Romir Scan Panel, январь 2013 – май 2018


Лидером по снижению майского чека оказался Центральный округ, где он потерял сразу 6,1% к апрельскому значению. Достаточно ощутимо снизился чек на Урале – на 3,6%. Более скромные потери чек понес на северо-западе (-1,6%) страны и Дальнем Востоке (-1,5%). И совсем небольшим уроном по сравнению с апрелем отделался средний чек в Поволжье -0,5%. Рост же среднего чека был зафиксирован только в двух округах – на юге страны (+2,1%) и в Сибири (+1,4%) (см. Карту 1).

Карта 1. Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Карта 1. Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, май 2018

Столь серьезному снижению среднего чека в Центральном округе способствовала Москва, где за месяц чек сократился на 4,7%, остановившись на отметке в 690 рублей. Правда, по сравнению с маем прошлого года столичный показатель немного вырос - на 1,9%. А вот снижение среднего чека в Питере на -4,3% за месяц оказало не столь сильное влияние на динамику чека во всем регионе. За год средний чек в северной столице тоже значительно похудел, потеряв сразу -5,9%.

В остальных миллионниках жители экономили не с таким усердием, как в столицах. Средний чек в этих городах уменьшился всего на -1% по сравнению с апрелем. Отметим, что годовая динамика и здесь отрицательная - сокращение чека составило -2%.

Население городов меньших размеров также решило в мае поумерить свои покупательские аппетиты. В стотысячниках средний чек за месяц упал на -1,5%, а в «-пятисоттысячниках - на 2,4%. А вот показатели за год дали понять, что жители малых и средних городов сильно не экономили. В «стотысячниках» чек прибавил за год 3,9%, в полумиллионниках - 3,8%.
Второй месяц снижается средний чек в крупноформатных магазинах. В мае падение оказалось примерно одинаковым как в гипермаркетах (-5,4%), так и супермаркетах (-5,3%). Дискаунтеры потеряли в размере среднего чека гораздо меньше – 1,4%. В магазинах традиционной торговли средний чек прибавил скромные 0,4%. Однако, тренд на восстановление размеров чека в этом канале продолжает развиваться после ощутимого провала предыдущих двух лет.

Более явно эта тенденция просматривается в годовой динамике. Так, за год в магазинах, торгующих через прилавок, чек прибавил 11,6%. А вот в остальных каналах было зафиксировано снижение относительно мая прошлого года. В аутсайдерах здесь оказались дискаунтеры с падением среднего чека на -8,5%. Снижение чека в гипермаркетах составило -5,9%. Супермаркеты, пусть и немного, но тоже ушли в минус – на -0,3%.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 500 домохозяйств в 190 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены