Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Россияне назвали рост цен проблемой номер один

Обеспокоенность повышением стоимости товаров и услуг высказали семь из десяти россиян – 72%. При этом проблема бедности и низких доходов, которая в прошлом году возглавляла рейтинг основных проблем общества, ушла на второй план, хотя и остается по-прежнему важной для 62% опрошенных. Третье, четвёртое и пятое место рейтинга заняли коррупция, безработица и проблемы ЖКХ. Причём уровни обеспокоенности проблемой коррупции и сложностями с поиском работы стали самими высокими за последние 5 лет – 43% и 42% голосов респондентов соответственно.

В текущем году наиболее значимыми проблемами для россиян вновь стали рост цен и инфляция. Об этом заявили 72% участников общероссийского опроса, проведённого исследовательским холдингом Ромир в октябре. Аналогичные исследования проводились и ранее, что позволяет отследить динамику изменения отношения жителей страны к проблемам общества. Стоит отметить, что год назад наших соотечественников больше всего волновала бедность и низкие зарплаты, однако в этом году первые два пункта списка вновь поменялись местами, причём нынешнее значение обеспокоенности ростом цен превысило предыдущее на 16% (см. Гистограмму 1).

В 2018 доля тех, кого волнует высокая стоимость товаров и услуг, а также инфляция, оказалась второй по значимости за всю историю наблюдений – выше показатель был только в 2014-м году. Спокойнее всего к росту цен относятся самые младшие респонденты – возрастная группа от 18 до 24 лет (62%), а также жители городов с населением до 100 тысяч человек (64%). Более других инфляция волнует жителей мегаполисов – среди них такой ответ выбрали 84%.

Бедностью и низкими зарплатами населения в нынешнем году обеспокоены 62% населения, что немного ниже, чем в прошлом году, но чуть выше, чем во все предыдущие годы. Чаще, чем в среднем по выборке, о проблеме невысоких доходов говорили россияне старше 60 лет – 71%.

На третье место среди наиболее значимых общественных проблем вновь вышла коррупция – об этом заявили 43% опрошенных. Стоит отметить, что это значение оказалось самым высоким за 5 лет. Острее других проблема коррупции стоит в мегаполисах (51%), спокойнее всего к ней относятся сельские жители (35%).

Практически такое же количество голосов опрошенных – 42% - набрала и безработица, которая годом ранее делила третье место с коррупцией. В 2018-м показатель поднялся на 6% и также оказался самым значимым за всю историю наблюдений. Меньше всего проблемы с поиском работы волнуют жителей городов с населением до 100 тысяч человек (32%). Значительно же чаще, чем в среднем по выборке, о проблеме безработице упоминали россияне, проживающие в сельской местности - 49%. 

А вот внимание россиян к сложностям в сфере ЖКХ, о которых заявил 31% опрошенных, незначительно превзошло значения прошлых лет, однако снизилось по сравнению с 2013 и 2014 годом (на 6% и 7% соответственно). Стоит отметить, что проблемы жилищно-коммунального хозяйства гораздо больше волнуют женщин – 35% против 26% мужчин. Чаще всего задумываются о возможных трудностях с электричеством, водой и теплом представители группы с низкими доходами – 38%, в то время как среди категории людей с высокими доходами о такой проблеме заявили только 22% опрошенных. 

Гистограмма 1. Какие внутренние проблемы нашего общества беспокоят Вас больше всего? (%) Возможно несколько вариантов ответов, поэтому итоговая сумма превышает 100%.

Какие внутренние проблемы нашего общества беспокоят Вас больше всего? (%)

Источник данных: Ромир, общероссийский омнибус, октябрь 2018.

Чуть меньшее число россиян – 30% - назвали одной из социально значимых проблем наркоманию. Внимание общества к этой проблеме за год поднялось сразу на 9% и стало вторым по значимости на 5 лет (после уровня 2013 года). Увеличился и уровень беспокойства ростом преступности – об этом как о явной проблеме общества заявили 27% опрошенных. 

 - Если смотреть на данные в динамике, видно, что тревожность населения по поводу бедности несколько снизилась, - комментирует результаты опроса президент холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милёхин. - Тем не менее обеспокоенность населения по самым острым социальным проблемам по-прежнему высока. И в первую очередь, это проблемы внутренние, связанные с уровнем жизни в стране: низкие зарплаты, инфляция, безработица, ЖКХ, наркомания… И у части населения на этом фоне растет неуверенность в способности государственной власти решить эти проблемы.

 

По результатам исследования уровень оценки слабости государственной власти вырос на 10% с прошлого года. В 2018 году такой вариант ответа выбрали сразу 23% респондентов. Подросло внимание общества и к международным или региональным проблемам – в текущем этот факт отметили 12% опрошенных. 

Следующее место разделили между собой сразу 2 общественно значимых проблемы – задержки с выплатой зарплат и пенсий, а также вопрос с мигрантами. О том, что их волнуют сложности такого рода, заявили 11% участников исследования. Но если обеспокоенность задержками выплат за год снизилась и достигла уровня 2013 и 2014 года, то острота проблемы мигрантов, напротив, выросла в глазах общества сразу на 6%.

И, наконец, 10% участников исследования отметили в качестве одного из острых социальных вопросов межэтнические трудности внутри страны. За год острота проблемы немного повысилась, но все равно остается на последнем месте в общем списке.

 

* В опросе приняли участие 1500 респондентов старше 18 лет из всех типов населённых пунктов и всех федеральных округов России. Выборка репрезентирует взрослое население России.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

 

Пресс-служба Ромир

Тел.:   +7 (495) 988 60 81
Моб.:  +7 (926) 519 66 13
pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены