Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Средний чек в октябре похудел на 2,7%

Среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин потратил в октябре 505 рублей, что на 2,7% меньше, чем месяцем ранее. Таким образом, после сентябрьского скачка чек опять пошёл на убыль. В годовом выражении тренд на снижение величины среднего чека сохранился. По сравнению с октябрём прошлого года средний чек потерял 5,1% своей стоимости.

Индекс Среднего чека рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 40 000 покупателей в 220 городах с населением свыше 10 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объём товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

Индекс среднего чека после сентябрьского скачка вверх в октябре снова показал отрицательную динамику. За месяц средний чек сократился на 2,7%, опустившись до отметки в 505 рублей. В разрезе года тренд на снижение величины чека сохранился. По сравнению с октябрём прошлого года (год назад он равнялся 532 рублям) средний чек потерял 5,1% (см. гистограмму 1).

Гистограмма 1. Динамика среднего чека, в рублях.

Динамика среднего чека, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, январь 2013 – октябрь 2018   

Снижение среднего чека в октябре было отмечено почти во всех федеральных округах за исключением Уральского, где чек прибавил 3,2%. В остальных же регионах динамика изменения среднего чека оказалась следующей. На юге страны величина чека в октябре уменьшилась всего на 0,4%. На Дальнем Востоке чек также потерял за месяц меньше процента (0,9%). Небольшим оказалось снижение и на северо-западе страны – на 1,2%, а также в Приволжском округе – на 1,9%. В Сибири средний чек за месяц похудел на 2,8%. Но сильнее всего он сдал позиции в Центральном округе, сократившись сразу на 5,1% (см. карту 1).

Сокращению размера чека в центре страны, вероятно, способствовало его существенное снижение в Москве. В столице в октябре средний чек сократился на 3,5%, опустившись до 695 рублей с 720 рублей в сентябре. За год же московский чек потерял всего 3 рубля или 0,4%, снизившись с отметки в 698 рублей.

Карта 1. Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, октябрь 2018

В северной столице средний чек по итогам октября тоже существенно просел, потеряв 3,7% своей сентябрьской стоимости. Таким образом, он опустился до отметки в 643 рубля после 668 месяцем ранее. И годовое снижение чека в Питере оказалось куда более существенным, чем в Москве. По сравнению с октябрем прошлого года он потерял 5,4%, опустившись с показателя в 680 рублей.

В остальных городах-миллионниках средний чек также сдал свои позиции в октябре на 2,9%. Таким же оказалось его снижение и в разрезе года. В «полумиллионниках» сокращение чека оказалось ещё более существенным и составило 3,6%. А по сравнению с октябрем прошлого года чек в этом типе городов потерял 7%. Жители «стотысячников» в октябре единоразово оставляли на кассе на 1,6%, чем в сентябре. Однако относительно октября прошлого года чек в этом типе городов тоже понёс ощутимые потери, похудев на 4,5%.

Если рассматривать динамику среднего чека в различных торговых каналах, то и здесь результаты оказались повсеместно отрицательными. Сильнее всего за месяц величина чека просела в гипермаркетах – на 3,2%. Потери величины чека в супермаркетах составили 2,7%, а в дискаунтерах - 1,8%. В октябре чек не изменился только в магазинах традиционной торговли. В годовом выражении снижение чека более всего затронуло дискаунтеры, где он сократился сразу на 9,8%. В магазинах, торгующих через прилавок, чек за год потерял 7,5%, в гипермаркетах - 7,4% и в супермаркетах - 5,5%.

Как мы и писали в обзоре о результатах общей потребительской активности, в октябре россияне в попытках борьбы с растущими ценами вернулись к модели интенсивного шопинга. Они вновь начали посещать большее количество магазинов в поисках лучших цен и продуктовых предложений. В итоге каждый раз за единоразовую покупку они платили меньше, но увеличившаяся частота покупок в итоге привела к общему увеличению расходов.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

Моб.: +7 (926) 519 66 13

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены