Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Россияне не ждут роста благосостояния в ближайшие 10 лет

43% россиян заявили, что им хватает денег лишь на самое необходимое – еду и одежду. Треть наших сограждан может позволить себе основную бытовую технику, но покупка автомобиля для них - недоступная роскошь. А каждый десятый житель России сообщил, что его семье хватает денег только на пропитание. Сложившаяся картина финансового положения российских семей отличается стабильностью и почти не меняется на протяжении десяти лет. И, судя по результатам опроса, россияне не рассчитывают на кардинальные изменения.

В ходе всероссийского опроса* на тему финансового положения российских семей, проведенного исследовательским холдингом Ромир в октябре 2018 года, респондентам было предложено охарактеризовать благосостояние своей семьи в ретроспективе 10 лет, 5 лет и 1 год назад, а также предположить, как изменится их жизнь с финансовой точки зрения в ближайшие 5 и 10 лет (см. Гистограмму 1).

Как показали результаты опроса, россияне оказались достаточно устойчивы к экономическим потрясениям последних лет. Так, по оценке большинства респондентов их финансовое положение за 10 лет практически не изменилось. Причем стабильность продемонстрировали как малоимущие, так и состоятельные россияне.

Так, лишь 1% респондентов заявил, что за последние 5 лет в семье не хватало денег даже на еду. 10 лет назад в столь бедственном положении находилось чуть большее число опрошенных – 2%. Каждый десятый россиянин сообщил, что в прошлом году и 5 лет назад имел достаточное количество средств только на еду, а вот покупка одежды становилась серьёзной проблемой. 10 лет назад ситуация была чуть хуже – 12% опрошенных отметили отсутствие финансовой возможности приобретения одежды в тот период.

43% опрошенных заявили, что как в минувшем году, так и 5 лет назад им хватало средств на приобретение еды и одежды, но купить мелкую бытовую технику было сложно. Чуть меньше аналогичных ответов приходится на период 10 лет назад – 40%.

Гистограмма 1. Как Вы считаете, какое из следующих высказываний лучше всего подходит, чтобы описать финансовое положение Вашей семьи…?

Как Вы считаете, какое из следующих высказываний лучше всего подходит, чтобы описать финансовое положение Вашей семьи…?

Источник данных: Ромир, общероссийский опрос, октябрь 2018 года                                 

Как в прошлом году, так и 5 и 10 лет назад треть россиян (33%) имела достаточно средств на приобретение не только еды и одежды, но и основной бытовой техники. Однако покупка автомобиля была им не по средствам.

Каждый десятый россиянин (11%) мог себе позволить приобрести автомобиль, но покупка недвижимости оставалась недоступной. И только 2% наших соотечественников в прошлом году и 5 лет назад и 3% 10 лет назад могли вообще ни в чем себе не отказывать, то есть могли совершить любые покупки, в т.ч. и дорогостоящие как недвижимость.

Отвечая на вопросы о финансовых перспективах на ближайшие 5 и 10 лет, россияне продемонстрировали сдержанный оптимизм. Большинство точно не ожидает ухудшения ситуации, а скорее даже рассчитывает на некоторое повышение уровня благосостояния (см. Гистограмму 2).

По-прежнему наибольшая часть опрошенных считает, что их финансов будет хватать только на самое необходимое – еду и одежду. Но если в горизонте 5 лет таким видят уровень своих доходов 41% респондентов, но для периода «через 10 лет» этот показатель снижается уже до 36%. А доля тех, кто считает, что будет обладать достаточными средствами для покупки как еды и одежды, так и БТЭ, но не автомобиля, почти не меняется в перспективе 5 и 10 лет и составляет треть от всех опрошенных.

Зато до 15% повышается количество тех, кто рассчитывает через 10 лет достичь такого уровня дохода, который позволит приобрести автомобиль. Через 5 лет о таких перспективах заявил каждый восьмой респондент (12%).  Абсолютного финансового благополучия, когда можно позволить себе любую покупку, включая загородный дом, в горизонте 5 лет планируют достичь (или сохранить) 3% респондентов, а через 10 лет – уже вдвое больше (6%).

Гистограмма 2. Как Вы считаете, какое из следующих высказываний лучше всего подходит, чтобы описать финансовое положение Вашей семьи…?

Как Вы считаете, какое из следующих высказываний лучше всего подходит, чтобы описать финансовое положение Вашей семьи…?

Источник данных: Ромир, общероссийский опрос, октябрь 2018 года

«Исследование финансового благосостояния россиян наглядно демонстрирует значительное расслоение общества, - отмечает президент холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милёхин. - В каждой восьмой-десятой семье денег хватает только на пропитание, и то не всегда. Лишь чуть более десятой части опрошенных заявляет о полном финансовом благополучии своих семей. Остальные вынуждены в то или иной степени экономить – кто на одежде, кто на бытовой технике, кто на средствах транспорта.

И глядя в будущее, россияне не ждут заметных изменений в своем благосостоянии. В таком ракурсе стабильность уже скорее представляется как стагнация. Тем не менее, другие наши исследования свидетельствуют о достаточно позитивном общем настрое россиян Несмотря на очевидные финансовые затруднения, треть наших соотечественников считают, что в ближайшие пять лет жизнь в России изменится в лучшую сторону, а 43% верят в улучшения в своей частной жизни в ближайшие пять лет. Очевидно, принцип «не в деньгах счастье» по-прежнему близок значительной части наших соотечественников».

Дополнительно в ходе опроса задавался вопрос об изменении благосостояния респондентов по сравнению с жизнью их родителей. Всего 18% опрошенных считают, что они живут хуже, чем старшее поколение. Зато почти половина россиян (48%) придерживается мнения, их жизнь складывается лучше, чем у их родителей. Треть россиян (33%) не увидела разницы между качеством жизни двух поколений.

 

*В опросе приняли участие 1500 респондентов старше 18 лет из всех типов населённых пунктов и всех федеральных округов России. Выборка репрезентирует взрослое население России.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Пресс-служба Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81
Моб.: +7 (926) 519 66 13
pressa@romir.ru           

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены