Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Личная инфляция ушла в минус

По итогам апреля дефлятор, как показатель личной инфляции россиян, впервые с начала года ушел в минусовую зону, составив -0,2% при официальной инфляции в 0,3%.   Таким образом, два индекса существенно сократили разрыв в своих накопленных с начала года значениях – всего до десятой доли процента, но пока еще в пользу дефлятора. Снижение личной инфляции в апреле оказалось возможным благодаря экономному шопингу наших потребителей. В среднем за привычные товары они платили на 0,6% дешевле, чем в марте. 

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.

Если в марте дефлятор впервые с начала года уступил по размеру официальной инфляции, то в апреле он вообще ушел в минус  (см. Гистограмму 1). Так, при официальном значении инфляции в 0,3%, рассчитанном Росстатом в апреле, дефлятор в том же периоде показал динамику в -0,2%. Таким образом, накопленные значения двух индексов  с начала года продолжили сближение. И если по итогам марта разница между ними составляла 0,6%, то с учетом апрельских результатов дефлятор оказался выше инфляции всего на 0,1% (см. Гистограмму 2).

Гистограмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Апрель 2018 – апрель 2019.

Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Апрель 2018 – апрель 2019.

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

«Общее снижение повседневных расходов, сопровождаемое снижением же размера среднего чека, говорит и о традиционной апрельской стабилизации потребления, но также и об активной экономии, – поясняет президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин. – В попытках противостоять очередному витку роста цен наши соотечественники занялись интенсивными поисками лучших промо предложений на привычные товары. Кривая дефлятора в первые четыре месяца текущего года показывает, что определенных результатов российским потребителям удалось достигнуть уже в марте. В апреле же личная инфляция однозначно победила официальную».

Гистограмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. Данные с учетом апреля 2019 г.

Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. Данные с учетом апреля 2019 г

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Итак, действительно, в апрельском снижении дефлятора до минусовой зоны «виноваты», в первую очередь, товары, за которые россиянам удалось в среднем платить на -0,6%, чем месяцем ранее. Цены на бензин показали почти неуловимую, но отрицательную динамику в -0,02%. Цены на услуги ЖКХ в среднем также остались на уровне предыдущего месяца (см. Гистограмму 3). Совокупность этих факторов и привела дефлятор к отрицательному значению.

Гистограмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Апрель 2018 – апрель 2019.

Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Апрель 2018 – апрель 2019.

Источник: Romir Scan Panel

 

Методика

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 0 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

 

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 011 00 08
+7 (926) 519 66 13

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены