Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Расходы в мае продолжили сокращаться

Вопреки традиционному росту в минувшем мае повседневные расходы продолжили сокращаться. Так, за месяц россияне в среднем потратили на -1,2% меньше, чем в апреле. За год же при этом траты наших соотечественников выросли на 4,4%, что можно было бы считать приличным ростом, если бы не еще более высокая накопленная инфляция в 5,1%. Тем не менее, реальные, то есть “очищенные” инфляции расходы, уже второй месяц подряд остаются на самых высоких позициях за последние годы наблюдений.

Если обычно потребительская активность в мае немного повышалась по сравнению со спокойным апрелем, то в этом году тренд был нарушен. Расходы продолжили сокращаться. Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, в среднем россияне в мае потратили на товары повседневного спроса на -1,2% меньше, чем месяцем ранее (см. Гистограмму 1). Относительно же мая прошлого года расходы выросли на 4,4%, что, тем не менее, не дотягивает до уровня накопленной за год инфляции в 5,1%.

Гистограмма 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – май 2019. 

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – май 2019.

100% = медианное значение 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, май 2019

Таким образом, уже второй месяц подряд реальные, то есть «очищенные от инфляции», расходы остаются на самых высоких позициях за последние годы наблюдений (см. Гистограмму 2). Как и в апреле, майские реальные расходы уступили только показателю 2015 года, оказавшись выше значений 2016-2018 годов.

Гистограмма 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – май 2019. 

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – май 2019.

100% = медианное значение 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, май 2019 

Президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин поясняет: «В этом году майские праздники оказались более продолжительными, чем в предыдущие годы. Не исключено, что многие наши соотечественники, воспользовавшись такой возможностью, продлили праздники, устроив себе полноценные каникулы. Отъезды на дачи или в турпоездки не могли не сказаться на домашнем потреблении, которое закономерно пошло на спад».

Регионы

Расходы в различных регионах страны в мае вели себя по-разному - где-то сокращались, где-то, наоборот, пошли в рост. Так, наибольшее сокращение майских повседневных трат было зафиксировано в Центральном ФО - на -6,4%. На северо-западе страны потребители в мае также потратили на -3,9% меньше, чем месяцем ранее. Сократились ежедневные траты и на юге страны - на -1,9%. В остальных же округах в разрезе месяца расходы выросли. Так, В Приволжским ФО - на 2,6%, на Урале - на 2,9%, в Сибири - на 1,8% и на 8,2% на Дальнем Востоке.

Относительно мая прошлого года был отмечен практически повсеместный рост расходов за исключением центра страны, где траты жителей сократились на -1,1%. В остальных округах траты жителей выросли, например, на скромные 0,7% на юге или на заметные 9% в Приволжском и Уральском округах.

Города

Существенный вклад в сокращение расходов в центре и на северо-западе внесли потребители обеих столиц. Так, в мае в Москве повседневные расходы потеряли -6,6% от апрельского объема, а в Питере снижение составило -4,7%. За год расходы в столице также сократились - на -1,5%, а на берегах Невы выросли - на 4,6%. 

В остальных мегаполисах за месяц траты потребителей сократились на -2,8%. В полумиллионниках траты жителей выросли на 4% за месяц. В стотысячниках же объем расходов за месяц почти не изменился, похудев всего на -0,6%. В разрезе года же наибольший рост расходов был зафиксирован в полумиллионниках - сразу на 13,1%. В миллионниках и стотысячниках рост расходов по сравнению с маем прошлого года оказался куда скромнее - 2,3% и 3,9% соответственно.

Доходные группы 

Общему снижению расходов в мае более других способствовали россияне с высокими доходами. Они сократили свои повседневные траты в последнем весеннем месяце сразу на -3,2%. У среднедоходников повседневные расходы в мае остались на уровне апреля. Низкодоходники же нарастили свои расходы за месяц на 0,6%. Относительно мая прошлого года наибольший рост расходов показали как раз низкодоходники - на 8,2%. Высокодоходники увеличили повседневные траты за год на 3,5%, а среднедоходники - на 2,6%.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

 

Пресс-служба Ромир

Тел.: +7 (495) 011 00 08

Моб.: +7 (926) 519 66 13

pressa@romir.ru

Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены