Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Нетипичный июньский рост расходов

Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств, повседневные расходы россиян в июне выросли на 0,6%. Годовой рост трат составил 9,9%, что более чем вдвое превосходит размер накопленной за период инфляции в 4,7%. Таким образом, реальные, т.е. «очищенные» от инфляции, расходы вышли на самую высокую для июня позицию за все годы наблюдений. Сезонное удешевление плодоовощной продукции, о котором рапортовал Росстат, по всей видимости, пока осталось для россиян незамеченным. Более того, они платили за привычный набор товаров даже дороже, чем месяцем ранее.

На протяжении всего второго квартала текущего года повседневные расходы россиян оставались достаточно стабильными, показывая минимальную динамику (см. Гистограмму 1). Так, если в мае ни снизились относительно апреля на 1,2%, то в июне они выросли на 0,6% по сравнению с маем. Об этом свидетельствуют данные, полученные на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*. Таким образом, июньский рост расходов оказался однозначно выше нулевой инфляции, рассчитанной Росстатом. И годовое увеличение объема повседневных расходов на 9,9% более чем вдвое превзошло размер накопленной за год инфляции в 4,7%.

Гистограмма 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – июнь 2019. 

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – июнь 2019.

100% = медианное значение 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, июнь 2019

Таким образом, реальные, то есть «очищенные от инфляции», расходы по итогам июня вышли на самую высокую позицию для этого периода на все время наблюдений (см. Гистограмму 2). Июньские результаты 2015-2018 годов остались далеко позади.

Гистограмма 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – июнь 2019. 

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – июнь 2019.

100% = медианное значение 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, июнь 2019 

 

Президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин поясняет: «Вопреки отчетам официального статистического ведомства о снижении цен на продовольственные товары в июне за счет сезонного удешевления овощей и фруктов наши измерения на основе скан-панели домохозяйств показывают обратную тенденцию. В среднем россияне платили несколько дороже за привычный набор товаров в июне, что и привело к росту общего объема повседневных расходов. Причем стабильность доли затрат на продукты питания (53%) говорит о том, что существенного снижения цен в этой категории не произошло».

Регионы

Динамика расходов в различных регионах страны оказалась в июне разнонаправленной. Так, на северо-западе и в Сибири объем расходов не изменился по сравнению с маем. В Центральном округе (+1%), на юге страны (+2%) и на Дальнем Востоке (+0,6%) динамика оказалась положительной. А вот в Приволжском округе (-1,3%) и на Урале (-1,4%) объем повседневных расходов потребителей немного сократился по сравнению с предыдущим месяцем.

В годовом же выражении рост расходов был зафиксирован во всех регионах. Причем самые скромные результаты продемонстрировали потребители центра страны (+6,6%) и Урала (+5,3%). Наибольший же рост был отмечен в Сибири (+13,3%) и в Приволжском округе (+11,4%). В остальных регионах динамика расходов оказалась близка к среднестрановому показателю. Так, на северо-западе за год расходы жителей выросли на 8,7%, на юге – на 9,2% и на Дальнем Востоке – на 9,6%.

Города

В обеих столицах по итогам июня был зафиксирован спад покупательской активности. И в Москве, и в Питере объем повседневных расходов снизился на 1%. За год же расходы москвичей увеличились на 5,4%, а питерцев – на 4,1%.

Отметим, что и в остальных миллионниках динамика расходов за месяц также оказалась отрицательной и составила -1,1%. Правда, в годовом выражении рост составил 7,5%, что заметно выше, чем в столицах. В полумиллионниках за месяц объем расходов вырос на 2,6%, а за год – на рекордные 17,8%. В стотысячниках рост расходов за месяц составил 0,6%, а за год – 8,8%.

Доходные группы 

Общему росту расходов в июне способствовали только высокодоходники, которые увеличили свои повседневные траты на 1,7%. Низкодоходники же и россияне со средними доходами в июне потратили в среднем на 0,6% меньше, чем месяцем ранее. А вот в разрезе года расходы россиян с низкими доходами увеличились на 17,2%. Среднедоходники прибавили в своих тратах 7,5% относительно аналогичного периода прошлого года. У высокодоходников расходы за год увеличились на 9%. 

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

 

Пресс-служба Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81, +7 (495) 011 00 08

Моб.: +7 (926) 519 66 13

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены