Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Годовое значение Дефлятора Ромир совпало с официальной инфляцией

В декабре вектор Дефлятора разошелся с официальным показателем инфляции Росстата: индекс показал снижение (-0,22%), а инфляция – рост (0,36%). Годовые значения этих показателей, т.е. накопленные с января по декабрь, равняются 2,9% и 3,0% соответственно. Причиной снижения Дефлятора стало небольшое снижение цен на товары (-0,71%).

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – Дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому Дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.

Показатель официальной инфляции в декабре продолжил положительную тенденцию прошлого месяца и по расчётам Росстата получил значение в 0,36%. По данным скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, Дефлятор в декабре повел себя противоположно вектору инфляции и сократился на 0,22% (см. График 1) по сравнению с ноябрем. Это несовпадение вызвано отражением в Дефляторе предновогодних скидок и распродаж.

График 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Декабрь 2018 – декабрь 2019.

Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Декабрь 2018 – декабрь 2019.

Источник: Romir Scan Panel, Росстат   

Годовые значения Дефлятора и инфляции, т. е. накопленные за период с января по декабрь, составили 2,9% и 3,0% соответственно (см. График 2). По сравнению с прошлым декабрем рост инфляции замедлился, а сокращение показателя Дефлятора осталось на прежнем уровне.

График 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата по годам (в % к предшествующему периоду). Данные с учетом декабря 2019 г.

Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата по годам (в % к предшествующему периоду). Данные с учетом декабря 2019 г.

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Основным драйвером снижения Дефлятора в декабре стали цены на товары, продемонстрировавшие снижение на 0,71% (см. График 3). Рост цен, несмотря на повышение НДС, которое должно было существенно сказаться на инфляции, оказался одним из самых низких за последние годы, ниже он был только в 2017 году.  Кроме того, цены на услуги в прошлом месяце несколько выросли (на 0,08%), а цены на бензин оказались стабильны (0,0%).

График 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Декабрь 2018 – декабрь 2019.

Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Декабрь 2018 – декабрь 2019.

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Методология

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете Дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета Дефлятора можно ознакомиться по запросу).

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, география исследований охватывает более сорока государств.


Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены