В январе 2020 года россияне продолжили ежегодную традицию и серьезно сократили свои повседневные расходы по сравнению с декабрем (-21,2%). В аналогичном периоде 2019 года объем трат наших соотечественников был ровно таким же. Реальные (очищенные от инфляции) расходы, как и номинальные, за месяц также сократились на 21,5%.
Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, в январе номинальные расходы россиян сократились на 21,2% (см. График 1). По сравнению с предыдущим январем индекс оказался стабилен. По сравнению со средним скользящим за последние 12 месяцев наблюдается сокращение повседневных расходов на 7,3%. Снижение индекса покупательской активности после праздничного сезона – закономерное явление. Отсутствие роста против прошлого года может быть обусловлено его высокой базой: в январе прошлого года был зафиксирован значительный рост против января 2018 года.
График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – январь 2020.
100% = медианное значение 2012 года
Источник данных: Romir Scan Panel, январь 2020
Реальные расходы, то есть расходы очищенные от инфляции, в январе также сократились: падение составило 21,5% против прошлого месяца (см. График 2). Кроме того, против прошлого года траты россиян также сократились на 2,6%. По сравнению со средним скользящим за последние 12 месяцев падение составило 8,5%. Реальные расходы в январе 2020 года оказались одними из самых низких за последние годы и самыми низкими январскими расходами с 2015 года.
График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – январь 2020.
100% = медианное значение 2012 года
Источник данных: Romir Scan Panel, январь 2020
Регионы
Падение расходов по сравнению с декабрем наблюдается по всем округам, наибольшее – в Дальневосточном ФО (-25,7%) и Центральном ФО (-23,6%). Снижение против прошлого года не наблюдает только в Приволжском (+8,2%) и Сибирском ФО (+1,3%). При этом в ПФО против прошлого года наблюдается рост выше инфляции, и он отчасти компенсирует снижение в остальных регионах, включая существенное снижение в ЦФО (-2,8%), округе с самой высокой долей расходов.
Города
В январе москвичи и питерцы сократили свои расходы по сравнению с декабрем на 22,1%. Говоря о годовой динамике, расходы жителей Москвы и Питера в январе продемонстрировали противоположную динамику. Так, жители столицы увеличили свои расходы на 1%, а питерцы сократили на 1,6%. Рост расходов москвичей, не превышающий уровень инфляции, говорит о том, что, несмотря на рост номинальных расходов, люди стали покупать меньше товаров.
Говоря о типах городов, можно отметить определенную тенденцию: чем меньше город – тем больше падение расходов. В миллионниках за месяц расходы жителей сократились на 18,6%, а за год выросли на 4,8%. В городах с населением от 500 тысяч до миллиона расходы жителей за месяц сократились на 22,5%, а относительно прошлогоднего декабря – на 1,3%. Динамика стотысячников находится глубоко в негативной зоне: падение против прошлого месяца составило 23,3%, а против прошлого января – 4,5%.
Доходные группы
Снижение расходов по сравнению с декабрем одинаково во всех доходных группах. Так, расходы низкодоходников и среднедоходников упали на 20,5%, а высокодоходников – на 21,8%. Годовая же динамика оказалась практически нулевой, изменившись лишь у респондентов с низким доходом (+0,7%).
Методика
Индекс покупательской активности (ИПА) – показатель, демонстрирующий динамику потребления домохозяйствами товаров FMCG (товаров повседневного спроса), рассчитанный на основе данных панельного исследования Romir Consumer Scan Panel. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам нескольких сотен категорий продовольственных и непродовольственных товаров. Данный показатель рассчитывается ежемесячно с 2012 года на основе данных о потреблении домохозяйств, проживающих в российских городах с численностью населения 100 000 жителей и более.
*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, география исследований охватывает более сорока государств.