«Котлета с пюрешкой» - федеральный проект, целью которого является сопоставление розничных цен на традиционные продукты питания по разным регионам России. Идейный вдохновитель проекта – руководитель агентства «Медиа-полюс» Федор Мезенцев (г. Великий Новгород). Проект реализуется при поддержке и активном участии сети региональных исследовательских компаний Полстеры.рф.
Методология проекта.
Для расчета стоимости «Котлеты с пюрешкой» был составлен традиционный рацион питания среднестатистического жителя России. В ежедневный рацион входит:
Всего 31 продукт. Для расчета выбираются 4-5 сетевых магазинов в каждом регионе. Учитываются как федеральные, так и местные сети. Продукты для мониторинга выбираются с наименьшей стоимостью в наименьшей фасовке, без учета акций, скидок и специальных предложений. Например, если сахар продается в упаковке по 1 кг по цене 32 рубля и в упаковке по 5 кг по цене 120 рублей, то в мониторинг попадет килограммовая упаковка. Даже если удельная цена за кг в большей фасовке меньше, чем в килограммовой. Овощи, фрукты и другие товары, продающиеся на развес, попадают в мониторинг в стоимости за 1 кг.
Вторая волна.
В первую волну, которая состоялась 12 апреля, в мониторинге участвовали всего 9 регионов. Вторая волна, проходившая 12 мая, охватила уже 40 регионов, 42 города России от Калининграда до Иркутска, от Мурманска до Улан-Удэ, в том числе в 16 городах-миллионниках. Проект планируется осуществлять 1 раз в месяц, в середине месяца, в один и тот же день, в одно и то же время. На третью волну проекта планируется привлечь еще как минимум 10 регионов.
Результаты
Средняя стоимость минимального продуктового набора для приготовления рациона составила в среднем по России 286 рублей 25 копеек. Самый минимальный уровень "Котлеты" зарегистрирован в Омске (на 13,5% дешевле, чем в среднем по РФ, 252,02 рублей). Максимально дорогой набор - в Иркутске (352,18 рублей, на 23% дороже, чем в среднем по РФ). В Москве - 303,34 рубля, в Санкт-Петербурге - 296,67 рублей. Цены на «Котлету с пюрешкой» в целом ниже в Европейской части России. В среднем, жители регионов РФ потратят на такой рацион 20-30%. При этом, среднестатистический москвич потратит на "Котлету с пюрешкой" 28,8% своего среднего заработка, житель Санкт-Петербурга - 13,9%.
Самые минимальные цены на «Котлету с пюрешкой» в 57% городов предлагаются в сети «Магнит».
Благодарность
Благодарим Федора Мезенцева («Медиа-Полюс», Великий Новгород) за организацию проекта, Олега Кормушина («Исследовательская компания MIRACULUM», Астрахань) за организацию а и огромный вклад в развитие проекта, сеть региональных исследовательских компаний Полстеры.рф и другие независимые агентства за реализацию проекта. Статья подготовлена членом Гильдии маркетологов России Анной Царегородцевой («Агентство Царегородцевой», г. Йошкар-Ола).