В сентябре 2020 года россияне сократили свои повседневные расходы (3,3%). За год, напротив, расходы выросли (4,1%). Реальные (очищенные от инфляции) расходы за месяц сократились на 2,9%.
Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, в сентябре номинальные расходы россиян сократились на 3,3% (см. График 1). По сравнению с предыдущим сентябрем индекс оказался выше на 4,1%. Расходы в сентябре являются наибольшими в данном периоде за все годы наблюдений.
После существенного замедления годового прироста в июле 2020 года происходит дальнейшая корректировка динамики, темпы роста становятся ближе к стандартным показателям годовой инфляции. Снижение расходов в сентябре традиционно для покупателей: в августе россияне много тратят на отпуска и подготовку к учебному году. Многие тренды в различных социально-демографических группах связаны именно с такой сезонностью расходов.
График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2016 – сентябрь 2020.
100% = медианное значение 2012 года
Источник данных: Romir Scan Panel, октябрь 2020
Реальные расходы, то есть расходы, очищенные от инфляции, в сентябре сократились на 2,9%, а годовая динамика оказалась нулевой (см. График 2).
График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2016 – сентябрь 2020.
100% = медианное значение 2012 года
Источник данных: Romir Scan Panel, октябрь 2020
Регионы
Лидером по падению расходов против прошлого месяца является Северо-Западный ФО (-6,6%). Стоит отметить, что Центральный ФО стал единственным округом, где расходы за месяц не изменились. Среди округов против прошлого года расходы снизились только в Дальневосточном (-7,5%) и Уральском (-10,5%) ФО. По этим округам мы наблюдаем более высокие темпы снижения в последние месяцы. Наибольшим ростом против сентября 2019 года отметился ЦФО (7,9%).
Города
В сентябре москвичи слегка сократили свои расходы по сравнению с августом на 0,5%. Говоря о годовой динамике, расходы жителей Москвы значительно растут по сравнению с прошлым годом (11,7%). Петербуржцы куда существеннее сократили расходы по сравнению с прошлым месяцем (-6,2%), но также показали рост по сравнению с сентябрем 2019 года (9,3%).
В городах с населением от 100 до 500 тысяч человек произошло резкое снижение расходов (-6,3%). Ранее мы наблюдали в этой категории городов более умеренную динамику расходов, чем в крупных городах. Сейчас расходы снизились до уровня прошлого года, а если очистить от инфляции, уже вышли в негативную зону. Это коррелирует с динамикой низкодоходной группы населения. Высокие годовые темпы роста сохраняются только в городах-миллионниках (8,1%).
Доходные группы
За месяц расходы россиян с низким доходом сильно сократились (-6,9%). Среднедоходники снизили расходы на 3,9%, а высокодоходники – на 0,5%. По сравнению с августом 2019 года все доходные группы увеличили свои расходы (0,6%, 6,2% и 3,4% соответственно).
Высокодоходная группа показывает в последние месяцы меньшую волатильность расходов, и сейчас мы наблюдаем в ней умеренную коррекцию расходов в меньшую сторону. Среднедоходная группа, имея существенный прирост в годовом выражении, резко снижает расходы против прошлого месяца.
Методика
Индекс покупательской активности (ИПА) – показатель, демонстрирующий динамику потребления домохозяйствами товаров FMCG (товаров повседневного спроса), рассчитанный на основе данных панельного исследования Romir Consumer Scan Panel. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам нескольких сотен категорий продовольственных и непродовольственных товаров. Данный показатель рассчитывается ежемесячно с 2012 года на основе данных о потреблении домохозяйств, проживающих в российских городах с численностью населения 100 000 жителей и более.
*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.