В декабре 2020 года россияне увеличили свои повседневные расходы перед Новым годом (+16,7% в сравнении с ноябрем).
За год номинальные расходы россиян также выросли – на 6,7% (см. График 1). Расходы в декабре оказались выше значений предыдущих четырех лет.
График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2016 – декабрь 2020.
100% = медианное значение 2012 года
Источник данных: Romir Scan Panel, январь 2021
Реальные расходы, то есть расходы, очищенные от инфляции, также превысили значения предыдущих лет. В декабре рост составил 15,8% против ноября и 1,6% против декабря 2019 года (см. График 2).
График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2016 – декабрь 2020.
100% = медианное значение 2012 года
Источник данных: Romir Scan Panel, январь 2021
«Расходы россиян традиционно растут в последнем месяце года, при этом, демонстрируя и рост по сравнению с предыдущими годами. Говоря о реальных расходах, лишь в декабре 2015 года значение индекса было выше. Рост расходов был характерен для всего 2020 года, что и привело к высокому уровню трат», - комментирует результаты исследования исполнительный директор «Ромир» Инна Караева.
Регионы
Города и доходные группы
Методика
Индекс покупательской активности (ИПА) – показатель, демонстрирующий динамику потребления домохозяйствами товаров FMCG (товаров повседневного спроса), рассчитанный на основе данных панельного исследования Romir Consumer Scan Panel*. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам нескольких сотен категорий продовольственных и непродовольственных товаров. Данный показатель рассчитывается ежемесячно с 2012 года на основе данных о потреблении домохозяйств, проживающих в российских городах с численностью населения 100 000 жителей и более.
*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.