Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

«Как пережили казахстанцы первый год пандемии» (Автор – Леонид Гуревич)

Леонид Гуревич, президент

 

Жанна Абдрахманова, менеджер по маркетингу и коммуникациям

 

Центр Бизнес-информации, социологических и

маркетинговых исследований «BISAM – Central Asia»

(Казахстан)

 

Как пережили казахстанцы первый год пандемии

 

С марта и в течение всего 2020 года Центр бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований «BISAMCentral Asia» вел мониторинг общественных настроений и социальной ситуации, отслеживая изменения, обусловленные пандемией COVID-19. Информация собиралась в рамках международных опросов Gallup International, представителем которой от Казахстана является BISAM, а также ряда специальных замеров. Опросы осуществлялись по национальной репрезентативной выборке, а также по городским и специальным выборкам размером от 500 до 2000 респондентов.

Сегодня, когда вопреки ожиданиям большей части как простых людей, так и специалистов, пандемия продолжается и, судя по всему, не собирается покидать человечество и в 2021 году, результаты социологического мониторинга позволяют увидеть качественно новые поведенческие характеристики людей и обществ, важные и для системы здравоохранения, и для социально-экономической политики государств, и для стратегий бизнеса.

 

Испуг и бравада

 

Уже в марте 2020 года, когда в Казахстане только-только было объявлено чрезвычайное положение в связи с пандемией COVID-19, а в выборке опроса не оказалось ни одного респондента, который бы сам заразился или у которого заразился кто-либо из родственников и знакомых, страх заражения коронавирусом испытывали 53% опрошенных. При этом, однако, заметно большая доля респондентов – 60%, считала, что угроза коронавируса преувеличена.

К апрелю ситуация поменялась. Доля опасающихся заразиться увеличилась на 5%, а доля «ковидоскептиков», то есть тех, кто был убежден, что угроза коронавируса преувеличена, сократилась до 47%. Здесь, однако, Казахстан выпал из мирового тренда. Во всем мире бравада перед коронавирусом ослабевала значительно больше. В США доля опасающихся заразиться увеличилась на 25%, в Германии на 22%. Близкая к этим показателям динамика фиксировалась и в большинстве других стран. Казахстанцы на этом фоне оказались чуть ли не самыми смелыми в мире людьми перед лицом коронавируса.

К июню казахстанцы «расслабились». Доля опасающихся заразиться снизилась до 45% при возрастании «ковидоскептицизма» до мартовского уровня и даже немного превышая его. Однако через несколько дней после этого замера в стране началось резкое обострение ситуации с COVID-19.

В следующие полгода у 6% опрошенных был подтвержден коронавирус либо имело место подозрение на инфекцию. Соответственно, существенно снизилась и доля «ковидоскептиков» - до 44% опрошенных в декабре 2020 года в сравнении с 60% в первой половине года.

 

И, тем не менее, к концу 2020 года более трети опрошенных были убеждены, что COVID-19 ничем не отличается от сезонного гриппа.

 

Потери

 

Гораздо больше, чем сам коронавирус, осложнили жизнь казахстанцев меры по борьбе с ним. К июню 2020 года у 76% казахстанцев, участвовавших в опросе Gallup/BISAM, сократился семейный доход. Карантин заставил подавляющее большинство респондентов научиться экономить практически на всех статьях семейного бюджета. Лишь 12% опрошенных заявили, что им не пришлось «затягивать пояса». 32% экономили на питании, 43% - на медицинских услугах, 58% - на парфюмерии и косметике, 67% - на покупках одежды и обуви.

В первые месяцы карантина 58% из числа работающих респондентов перешли на новый режим работы (удаленная работа, предоставление услуг в онлайн формате, заказы на вынос и т.д.). Около двух третей опрошенных отнеслись к такому переходу негативно.

Еще более негативную реакцию вызвал переход на дистанционное обучение, который коснулся почти всех школьников, учащихся колледжей и студентов. Накануне 2020-2021 учебного года 86% родителей учащихся и студентов, 74% преподавателей всех типов учебных заведений и 68% обучающихся выразили убеждение в том, что дистанционное обучение снизило качество образования.

Заметно ухудшилось эмоциональное состояние казахстанцев. Почти все респонденты испытали чувство тревоги, пережили стресс. Более, чем 70% респондентов вынуждены были изменить планы на будущее, ограничить круг общения.

 

Оценка мер государства

 

Несмотря на материальные потери и ухудшение эмоционального состояния, большинство опрошенных казахстанцев на протяжении всего периода карантинных ограничений с пониманием и одобрением относились к мерам государства. Согласились с суждением, что правительство хорошо справляется с коронавирусом, в марте 62% опрошенных, в апреле – 73%, в июне – 74%. Правда, в конце года произошел некоторый спад показателя, но он сохранил достаточно высокое значение – 66%.

 

Кто виноват?

 

Относительно ответственности за распространение COVID-19 казахстанцы обнаружили достаточно трезвый подход. На фоне заразной болезни их самосознание оказалось достаточно здоровым. Около 80% опрошенных согласились с суждением, что за распространение коронавирусной инфекции ответственны, прежде всего, люди, отказывающиеся соблюдать правила карантина. Однако немало оказалось и респондентов, готовых возложить ответственность «на внешние силы». Более половины опрошенных считают, что свою долю ответственности за пандемию несет Китай, треть – что США. Около 60% считают, что в борьбе с пандемией не проявила себя должным образом Всемирная Организация Здравоохранения.

54% участников опроса обнаружили убеждение, что вирус возник в процессе разработки и испытаний биологического оружия. Как и любые коллизии, пандемия вызвала у людей тягу к конспирологии.

 

Закалились и приспособились?

 

Так можно ли говорить о том, что казахстанцы освоили новый стиль жизни, адаптированный к пандемии? Вряд ли. Как показал мониторинг, настроения казахстанцев весь год характеризовались метаниями, неуверенностью, подозрительностью. В конечном итоге это выразилось в настороженности по отношению к вакцинации. Готовы вакцинироваться, даже при полной гарантии безопасности и эффективности вакцин, лишь 56% респондентов. Средний показатель по массиву опрошенных в более чем 40 странах существенно выше – 67%. Казахстан отстает не только от стран Юго-Восточной Азии с их показателями 84-98%, но и от большинства стран Запада и от большей части стран СНГ. Правда, опережает Россию, где, несмотря на массовый размах вакцинации, доля не согласных прививаться (46%) превысила в числе респондентов долю согласных (43%).

Постоянно в течение года казахстанцы разочаровывались в своих ожиданиях. Так, в июне 2020 года 65% опрошенных были уверены, что ситуация к концу года вернется в нормальное русло. Этого, как известно, не произошло, а прогнозы стали куда более пессимистичными.

Таким образом, и государству, и бизнесу предстоит еще неопределенное время разрабатывать и корректировать модели, рассчитанные на неординарное и неустойчивое социальное поведение.

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены