Как «Северная компания» развивает сеть рыбных магазинов-кафе «Моремания»
Отрасль |
Розничная торговля, общественное питание |
Компания, бренд |
«Северная компания», «Моремания» |
Год |
2015 – 2017 |
Первоисточник |
Компания «Северная компания», Корнев Виталий – генеральный директор; основатель сети «Моремания» |
Источник |
Журнал «Эксперт» №1-2, 2018; статья «По дороге с рыбой»; автор – Софья Инкижинова |
Автор-«упаковщик» |
Березин Игорь |
Принял (акцептовал) |
Птуха Анастасия |
Проблема |
Ответные (на введенные в 2014 году против России западные санкции) ограничительные меры привели к резкому сокращению импорта охлажденной рыбы. Резкое снижение курса рубля по отношению к доллару и евро в конце 2014 – начале 2015 года привело к резкому росту цен на импортную рыбу. Снижение реальных доходов населения привело к сокращению спроса на рыбную продукцию (с 22 кг. в год на душу населения в 2013 до 18 кг. в 2016), особенно сильное сокращение произошло в среднем и высоком ценовых сегментах. Выручка «Северной компании» сократилась более чем в два раза. Логистическую сеть пришлось сократить почти вдвое.
|
Задачи |
Удержаться на падающем рынке. Увеличить доходы. Показать, что из полезной рыбы можно приготовить множество вкусных блюд по доступным ценам. Популяризация рыбной кухни как самой полезной и натуральной.
|
Решение |
Открытие сети магазинов-кафе «Моремания» (на одной арендованной площади располагается прилавок с рыбой, кухня и места для посетителей). Все запасы для ресторана (кафе) лежат на витринах (прилавках) и поставляются для ресторана по крупнооптовым ценам. Нет конфликта интересов (как при работе со сторонней розницей).
|
Трудности |
Очень дорогая аренда в Москве. Из-за этого торговая часть магазинов-кафе прибыли не приносит, но позволяет зарабатывать ресторанной части. Необходимо быстрое приготовление блюд в кафе. Традиционная система учета блюд - через чеки оказалась неудобной. Пришлось внедрить «планшетную систему», где заказы переходят сразу к повару. Блюда (в кафе) должны быть простые (в приготовлении), технологичные, вкусные. В меню «Моремании» 34 блюда и 12 видов роллов. Работники магазинов-кафе должны быть универсалами. Самоуправство контролирующих органов (обыск с изъятием продукции, базы данных и ноутбуков в рамках уголовного дела о взятке третьих лиц) и причинение ущерба на 5 млн. руб.
|
Стоимость |
Инвестиции в открытие магазина-кафе 15 – 18 млн. руб. на одну точку.
|
Результат |
К концу 2017 года открыто 4 магазина-кафе в Москве и один во Владимире. Оборот «Моремании» достиг 10-12 млн. руб. в неделю (у «Северной компании» - 200 млн. руб. в неделю). К концу 2019 года планируется увеличить сеть «Моремания» до 20 магазинов-кафе и выйти на оборот в 40 – 50 млн. руб. в неделю. |
Дополнительная информация |
Потребление рыбы в России, кг в год на душу населения Сельдь – 2,8 Лососевые – 2,7 Минтай - 2,2 Треска – 2 Скумбрия – 1,9 Путасу – 1 Ставрида – 0,7 Пикша – 0,7 Камбала – 0,65 Сардины – 0,5 Килька – 0,35
Источники: ФТС, Росрыболовство
|
Изображение |