Первый карельский этно-ресторан в России.
Как использовать историю и культуру малых народов в построении успешного бренда.
Отрасль |
Туризм. Индустрия гостеприимства. Ресторанный бизнес. Малый бизнес.
|
Компания, бренд |
ООО «Руна», г. Петрозаводск |
Год |
2004. Бизнес стабильно успешен на момент начала 2018 г. |
Первоисточник |
Олег Глазунов, автор идеи и концепции проекта, управляющий партнёр проекта на этапе стартапа. |
Источник |
Журнал "БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТ" 03 (52) 2010 https://grebennikon.ru/article-0wqm.html http://gor.org.ru/ethnic_restaurant
|
Автор-«упаковщик» |
Глазунов Олег
|
Принял (акцептовал) |
Березин Игорь |
Проблема (использованная ниша) |
Петрозаводск – столица Республики Карелии. Огромное количество объектов природного туризма в радиусе 300 км от столицы, диковинные красоты рядом с городом и почти полное отсутствие интересных инфраструктурных объектов туристического показа в самом городе. 1,5 млн туристов в год в г. Петрозаводске, существенная часть из них – жители Финляндии, Швеции, Норвегии. Отсутствие объектов питания, способных транслировать национальную культуру карелов, вепсов, саамов, ингерманландцев, малочисленных народов Севера России. Минимальное количество объектов экскурсионного показа для туристов. |
Задача |
Изначально перед компанией стояли следующие задачи: бизнес территориально должен был находиться в Петрозаводске. Он должен был отвечать следующим требованиям:
|
Решение |
Для построения бренда и проектировании объекта была использована литература: Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России. Новая идентичность в эпоху глобальных маркетинговых коммуникаций. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер Билл Марвин «Маркетинг ресторана». С.Б. Чернышев «Концептуальное проектирование и сетевые оргтехнологии»
Принципы, реализованные в проекте: 1) Основной принцип проекта: историческая достоверность и точное соответствие маркетинговых коммуникаций традиционной культуре карелов. 2) Технология построения архитектуры бренда: Составление бренд-кода желаемого объекта от эйдоса. Технология создания бренда в данном проекте была обратной от стандартной: от идеального целостного образа к объекту. 3) Многоуровневая семантическая матрица управления проектом (бренд-код), кодирование коммуникаций внутри бизнеса и во внешнем мире: проектирование бренда по принципу сетевой оргтехнологии, адаптации всех её частей для масштабирования и воспроизведения на любой территории. Бренд-код с является основой для гипертекста первого, семантического уровня предполагаемой сетевой оргтехнологии. Пилотный проект должен был использоваться как экспериментальная площадка для отработки и копирования технологий с целью воспроизведения их в сетевом формате. Анализ объекта брендинга 1. Назначение: этноресторан с элементами театра для туристов. Понятие «этноресторан» подразумевает фундаментальное положение о том, что все элементы идентичности бренда должны строиться на основе национальной культуры титульного этноса территории. Элементы театра должны использоваться в повседневной деятельности сотрудников ресторана как технология приближения к реальности и воссоздания исторической достоверности. Одна из главных задач для проектировщиков состояла в создании полноценного объекта туристической инфраструктуры, места экскурсионного показа, отдельного пункта туристических маршрутов. Содержание объекта должно было быть настолько интересным, чтобы в нем можно было проводить платные экскурсии. Задача была выполнена: в ресторане и сегодня проводятся экскурсии для организованных групп и всех желающих. 2. Качества: домашняя деревенская еда из натуральных продуктов, «происхождение» которых контролируется (история ингредиентов). Данный пункт подразумевал некое кулинарное «шато» в системе снабжения ресторана. Все продукты должны были попадать на стол гостям с конкретного огорода, из леса, с озера. На данный пункт идентичности бренда делалась особая ставка, т.к. основная идея ресторана — это деревенская пища «ручной работы», приготовленная по старинным народным рецептам, с гарантированным качеством происхождения всех продуктов. Поскольку практически все, что необходимо для приготовления блюд карельской кухни, находится в карельской природе в чистом виде, трудностей с этим не возникло. «Легендирования» поставок продуктов даже не понадобилось по вышеуказанным причинам. Продукты реально приобретаются у рыбаков и крестьянских хозяйств Северной Карелии. 3. Польза: здоровье; история; настроение; атмосфера. 4. Выгода: разумные цены; максимальное приближение к природе; погружение в историю; обретение новых знаний; идентификация карельской кухни. Для построения любого бренда, основанного на традиционных ценностях народа, проживающего на определенной территории, необходим метакод местности. Это некий «генотип участка планеты». Он включает в себя совокупность ключевой информации о земле, воде, биосфере, антропосфере, космосе, ментальности этноса, проживающего на данной территории. Данная формула позволяет очень быстро построить бренд местности. В описываемом проекте задача создания полноценного бренда территории не стояла, но некоторые параметры метакода местности, включающие в себя результаты анализа информации на основе изучения экономической, ментальной и сакральной географии, геологии, почвоведения, климатологии, антропологии, истории, метаистории, космологии, религиоведения, автор нашёл. Сведений о древней Карелии оказалось предостаточно, их хватило для создания интернет-портала www.vottovaara.ru (данный ресурс был создан как вспомогательный канал коммуникаций для туристов). Историко-этнографическая справка Поселения древних людей на территории Карелии всегда располагались по берегам озер и вдоль русел рек. Их основными занятиями являлись охота и рыболовство. В настоящее время представителей данного народа осталось совсем немного: карелы составляют не более 10% от общей численности жителей республики. Но в сельской местности Карелии, где проживает основная часть населения, сохранилась древняя культура поморов, карелов и вепсов, а на севере Карелии и саамов. В дальних деревнях, несмотря на формальное принятие православия, как религии и советской власти (а потом и российской демократии) как социального уклада, ментальность живущих там людей мало изменилась с тех пор, как Петр I собирал крестьян с окрестных территорий строить железоделательные заводы на берегах Онежского озера. Жители карельских деревень и сегодня живут за счет даров леса, многочисленных озер, натурального хозяйства, верят в языческие приметы, деревенскую магию и природные силы. Уникальной особенностью представителей титульной нации этого региона является умение выживать в нелегких природных условиях долгой зимы, влажной осени и весны, короткого, но «малоснежного», как шутят в Карелии, лета. Еще один фактор, который всегда очень сильно влиял на рацион и образ жизни населения этого региона, — это практически полное отсутствие пахотных площадей, не усыпанных камнями различного размера. Дело в том, что, во-первых, по всей территории Карелии несколько тысяч лет назад прошел ледник и оставил серьезные следы, а во-вторых, Балтийский щит (геотектоническая плита, на которой находится этот регион) когда-то был зоной активности вулканов, поэтому ровных площадей, пригодных для возделывания достаточного количества злаковых культур, тут очень мало. Территория Карелии — это хвойный лес, скалы, камни, озера, речки, ручьи и перешейки между озерами. Всего здесь насчитывается более 60 тыс. водных объектов, сообщающихся между собой и представляющих единую водную систему. Природа обусловливает не только рацион, но и ментальность проживающих на данной территории людей. Карелы — люди, удивительно тонко понимающие природу. Многие из них общаются с ней на равных — разговаривают с лесом, деревьями, озерами, птицами, — любят и берегут ее. И природа отвечает им взаимностью. Дары леса и озер для жителей региона являются в полном смысле этого слова основой жизни. Карелы, вепсы и поморы настолько хорошо разбираются в рыбе, грибах, ягодах, северных таежных растениях, обитателях леса, что обычному городскому человеку даже в голову не придет, из каких продуктов может состоять обед карела. Основа карельской кухни — это простота и свежесть продуктов. В процессе ее изучения выяснилось: в карельском языке нет слова «жареный». Карелы ничего не жарили — они тушили, варили, пекли, сушили, вялили, солили, мариновали. Поэтому при проектировании ресторана и выборе технологического оборудования основным правилом было использование традиционных способов приготовления пищи. (Технологическое решение – пароконвектоматы). Основными посетителями ресторана должны были стать приезжие, в первую очередь организованные группы и одиночные туристы из Скандинавских стран, которые составляют основу туристического потока из-за рубежа. Вторая группа посетителей — наши соотечественники, посещающие Карелию для отдыха или работы. Поэтому основными каналами рекламных коммуникаций стали туристические агентства, поезда и гостиницы. Предварительным этапом сегментирования потребителей стало социологическое исследование карельских турпотоков. Сегментирование потребителей 1. Иностранные туристы: из Финляндии, Швеции, Норвегии; англоязычные. 2. Русскоязычные туристы: из Москвы; из Санкт-Петербурга; из регионов России; из стран СНГ. 3. Делегации: государственные; культурные; спортивные; бизнес-делегации. 4. Жители Петрозаводска. C учетом данного сегментирования потребителей в процессе подбора персонала возникла дополнительная задача: работники, общающиеся с клиентами, должны были владеть английским или финским языком на хорошем уровне. Позиционирование бренда – «Первый национальный карельский ресторан в России». Несмотря на то, что основой бизнеса являлось предоставление услуги (питание), ресторан по замыслу автора, должен был стать своеобразным «перекрестком коммуникаций», «окном в Карелию», причем в другую Карелию: настоящую, древнюю, сказочную, лесную, «вкусную». Концепция ресторана подразумевала, что это будет некая презентационная площадка Карелии. В этноресторане потребитель сможет познакомиться не только с кухней карельских народов, но и с основными символами территории, некоторыми обычаями, услышать народную музыку, исполняемую на национальных инструментах, увидеть национальные костюмы, отметить народные праздники, купить сувениры, турпутевки и экскурсии по региону. И самое главное — посетитель ресторана должен был увидеть традиционное жилище карела, почувствовать запахи, услышать звуки, потрогать все руками, ощутить дух карельской деревенской избы. Задача перед проектировщиками стояла непростая: из полуподвального помещения в жилом доме в центре города нужно было сделать ресторан, который бы с исторической достоверностью повторял внутреннюю архитектуру полностью деревянной избы карельского крестьянина XVIII–XIX вв. — с печкой, особыми комнатами, отражающими образ жизни конкретного члена семьи, разноуровневыми по высоте помещениями и особым духом северного гостеприимства. Концепцию помещений ресторана разрабатывала Ирина Коровина, специалист по быту народов Карелии. Основная мысль заключалась в том, что каждое отдельное помещение (VIP-кабинеты для посетителей) представляло собой копию жилища конкретного человека — члена карельской семьи в то или иное историческое время. В итоговом варианте были воссозданы следующие помещения:
Интерьер всех помещений был продуман до мелочей и соответствовал бренд-коду проекта. Костюмы персонала разрабатывались также на основе концепции исторической достоверности. Выявленная потребность: не было подходящего места с европейским уровнем качества, куда чиновник или предприниматель мог привести высокого московского или иностранного гостя, накормить-напоить его и показать, что и у нас заботятся о сохранении культур малых народов, да еще и деньги могут на этом зарабатывать. Посещение этноресторана и сегодня воспринимается гостями города как увлекательная поездка к бедуинам в пустыню, только более комфортная. Задача: сделать объект визитной карточкой города для туристов. Идентичность бренда 1. Миссия бренда: возрождение древних традиций карельского народа. Миссия бренда всегда является «парадной вывеской» бизнес-проекта, ее трансляция является обязательным элементом коммуникации со структурами власти.
2. Видение бренда: восстановление забытых кулинарных и культурных традиций карелов; возрождение интереса к истории Карелии; популяризация карельской кухни среди населения; формирование имиджа Карелии и повышение ее туристического потенциала. Для актуализации ценностей бренда и правильной организации технологического процесса было принято решение пригласить шеф-повара, обладающего именем, опытом и знаниями, из соседней Финляндии. Данное решение было совершенно правильным, и время подтвердило это. Лицом ресторана стал профессионал, поставивший своей целью возрождение национальной карельской кухни. Кроме этого, Тармо Васениус, шеф-повар ресторана, благодаря участию в проекте успешно занимается собственным брендингом в родной стране. 3. Ценности бренда:
Данные ценности являются нормой для сельского населения Карелии, при реализации проекта нужно было транслировать их по всем каналам маркетинговых коммуникаций. 4. Философия бренда: стандарты традиционной домашней карельской кухни. 5. Внешние черты:
Уровни качества бренда.
Ключевые слова для рекламных и маркетинговых коммуникаций: «добрый», «деревенский», «домашний», «душевный», «дружелюбный», «сдержанный», «скромный», «немногословный», «простой», «хозяин-мастер», «добытчик», «лесопромышленник», «купец», «рунопевец», «добрая бабушка», «рачительная хозяйка», «расторопная невестка», «толковая молодежь», «уют», «очаг», «пироги», «чай».
Вводится ключевое понятие «гость дома» подразумевающее: полный контакт с хозяевами дома; несколько способов обратной связи; одушевление, одухотворение избы (восприятие потребителем ресторана как жилого помещения). В данном случае социальное качество бренда явилось важнейшим элементом управленческого стиля предприятия. Весь персонал должен был играть роль хозяев карельского дома, принимающих гостей — уставших путников. Ассоциации бренда 1. Образ товара (услуги): деревенская трапеза в уютной домашней обстановке. 2. Образ потребителя:
3. Образ хозяина: карельский крестьянин, крепко стоящий на ногах, а также хозяйка, создающая уют. Прислуга — карельская молодежь из деревни, помогающая старшим, изучающая иноземные языки. Хозяева знают историю предков, чтут память о ней, умеют рассказать и показать, могут удовлетворить любопытство гостя. Роль радушных хозяев часто играют артисты и музыканты народных фольклорных коллективов, которых в Петрозаводске имеется достаточное количество. Народная музыка, исполняемая на традиционных инструментах, сопровождает по вечерам трапезу гостей. 4. Культурные ассоциации: природа Карелии, народные промыслы, плотницкое и кузнецкое мастерство, карельское народное творчество (руны, сказки, загадки, песни, кантеле), эпос «Калевала», Кижи, Валаам. 5. Мифологические ассоциации: элементы древних верований, обрядов, обычаев, восходящих к образам «Калевалы» 6. Бренд как человек: гостеприимный, радушный хозяин-карел, ценящий традиции предков, заботящийся о здоровье своей семьи и гостей. 7. Карта архитектуры элементов идентичности бренда: схема элементов идентичности бренда выглядит как солнце, каждый луч которого представляет собой отдельный вид коммуникаций, направленный на определенную группу потребителей. Кроме того, существуют закрытые, «корпоративные» группы, взаимодействующие с брендом, но не описанные в сегментировании (представители власти, руководители турфирм), для которых существуют свои виды коммуникаций. Коммуникации «замкнуты» непосредственно на управляющем ресторана, который является главным «хозяином дома». Атрибуты бренда (природные, крестьянские, национальные) Характерные черты бренда:
1. Визуальные атрибуты:
2. Аудиальные атрибуты:
3. Кинестетические атрибуты:
4. Обонятельно-вкусовые атрибуты:
С точки зрения технологии приготовления пищи с ролью печки прекрасно справились итальянские пароконвектоматы. 5. Синестезия при посещении ресторана. Эффект синестезии элементов бренд-кода достигался путем «перемещения» посетителя ресторана из ХХI в ХVIII в. При этом были задействованы все органы чувств человека: он видел, слышал, ощущал запах и вкус, мог потрогать все то, что составляло быт деревенской семьи карелов. Имя бренда — «Калитка» — было определено изначально. В нем заложен глубокий смысл, оно является полисемантичным. Калитка — это одно из самых распространенных блюд финно-угорских народов, жителей Скандинавии и Русского Севера (в Архангельской, Вологодской областях оно известно как шаньги). Другой смысл названия бренда — ворота, вход в другой мир — мир древней, настоящей, аутентичной, «вкусной» Карелии. Это некий переход, позволяющий современному человеку почувствовать и узнать много такого нового для него и такого привычного для сельского жителя Карелии. Калитка — это дверь не только в мир деревенской, традиционной кухни, но и в мир природы, древней культуры, повседневной жизни карелов. Имя домена www.kalitka.net обозначал сетевой способ воспроизведения этого бренда в любой географической точке и взаимодействия потребителя с экологически чистыми продуктами питания, которые должны были производиться под маркой «Калитка». Идея бренда продуктовой линии основана на ценностях, транслируемых рестораном («зеленые», чистые продукты из лесов и озер Карелии; домашние, здоровые способы приготовления, крестьянские рецепты). Причем экспортный потенциал данного бренда довольно существенен, прежде всего, он ориентирован на страны Северной Европы. К сожалению, нынешние владельцы бизнеса, решив не использовать зарегистрированную интеллектуальную собственность решили не продолжать данный проект в сетевом формате, ограничившись реализацией только его первого этапа, под именем «Карельская горница». Но общий успех изначально заложенных смыслов, спроектированного технологического процесса и экономики проекта позволяет сделать выводы о правильности выбранной концепции. Проект окупил себя с опережением графика, что позволило открыть новый ресторан (финской кухни), а сетевая его форма ждет серьезных инвесторов.
Выводы: 1) Схема проектирования оргтехнологии бизнес - процесса основывается на фундаментальных, проверенных на практике алгоритмах брендинга. 2) Алгоритм построения бренда должен быть многоуровневым — в зависимости от того, кто будет пользоваться отдельными частями бренд-кода. Семантика разных уровней бренд-кода должна соответствовать ментальности разных целевых групп: от владельцев бизнеса до персонала низшего звена и потребителей. 3) Построение бренда, связанного с традиционными ценностями этноса, основывается на глубоком погружении разработчиков в «культурную ткань» народов, населяющих конкретную территорию. Основной фактор успеха — умение работать с ключевыми носителями уникальных знаний о территории, историческими и культурологическими источниками. 4) Для создания успешного бренда, основанного на культуре этноса, необходимо определение параметров метакода территории.
|
Трудности |
Ограниченный бюджет. Ограничения по времени (необходимо было платить за аренду строящегося объекта). |
Стоимость |
Общие инвестиции, включая проектирование, ремонт, оборудование, запуск объекта – около 0,5 млн. долл. США, что для регионального малого бизнеса весьма ощутимая сумма. |
Результаты |
Бизнес окупился за первый год, через 2 года в этом же доме этими же владельцами был построен еще один ресторан, на этот раз национальной финской кухни. |
Фото |