Как проект «Прозапас» потерпел крах.
Отрасль |
Розничная торговля. Мелкооптовая торговля. Интернет-торговля. Доставка продуктов и товаров повседневного спроса на дом.
|
Компания, бренд |
«Прозапас»
|
Год |
2017 |
Первоисточник |
Проект «Прозапас» Азаров Андрей, Белоусов Николай, Загоруйко Андрей |
Источник |
Ильмира Гайсина, Николай Гришин - РБК, https://www.rbc.ru/own_business/01/03/2018/5a9696049a794726f4226282?from=right_18 |
Автор-«упаковщик» |
Березин Игорь
|
Принял (акцептовал) |
Птуха Анастасия
|
Проблема Возможность |
Экономика Рунета растет на 20 – 30% в год. Объем рынка интернет торговли растет на 20 – 25% в год. На долю продуктов питания в России приходится только 2% интернет торговли и только 0,2% объема рынка продуктов питания. Эксперты прогнозировали бурный рост спроса на продукты питания и товары повседневного спроса в Рунете. |
Задачи |
Запустить в России сервис по доставке товаров повседневной необходимости по оптовым ценам по аналогии с Boxed. |
Решение |
Бизнес-модель выглядела так. У любого крупного ретейлера накапливаются стоки: какие-то товары скопились на складе, у каких-то подходят к концу сроки хранения («подходят» по меркам крупных сетей, которые из-за большого потока могут снимать с полок товары за два-три месяца до срока). Как правило, такие товары сети распродают по акциям со скидкой 30–70%. Основатели «Прозапас» решили сделать такие товары основой ассортимента. Они арендовали склад, закупили первые партии самых, по их мнению, ходовых позиций, а докупать товар решили со складов сетей по мере поступления заказов от клиентов. В этом было отличие проекта от Boxed — американская компания работает напрямую с поставщиками и производителями. По сути, партнеры придумали дискаунтер-маркетплейс, чтобы сократить свои издержки. Покупателей же решили привлекать возможностью приобрести товары со скидками в одном месте, не посещая магазин. Основатели утверждали, что товары в их дискаунтере будут стоить на 30–35% дешевле, чем в рознице. Были, правда, и ограничения: минимальная стоимость заказа — 2 тыс. руб., а бесплатная доставка — только при чеке выше 4,5 тыс. руб. Большинство товаров можно было купить только в мелкооптовой упаковке (например, шесть бутылок воды или два тюбика зубной пасты).
|
Трудности |
Низкая конверсия посетителей в заказы. Информация со склада запаздывала, в заказах начались сбои, данные об остатках не совпадали с информацией на сайте. У многих торговых сетей учет велся в Excel, и данные быстро устаревали — партнеры бронировали товар, а когда курьер за ним приезжал, на складе его не оказывалось. Чтобы договориться о выгодных ценах и стабильных поставках, партнеры начали вести переговоры напрямую с производителями товаров, например Unilever и P&G, но переговоры буксовали — объемы продаж «Прозапас» не могли их заинтересовать. Экономика «Прозапас» была рассчитана на постоянный рост потока клиентов, но этого не произошло. Из-за ошибок с ассортиментом в интернете появились недовольные отзывы покупателей — часто предприниматели принимали заказ, но не могли его полностью сформировать. |
Стоимость |
Инвестиции партнеров в проект составили около 10 млн. руб. Половина суммы ушла на предоплату пяти торговым сетям-партнерам — «Лента», «Магнит», Metro C&C и другим — примерно по 1 млн руб. на каждую. Еще 2 млн руб. заложили на разработку сайта и ИТ-поддержку, 3 млн руб. оставили на операционные расходы. Несколько сотен тысяч рублей было вложено в создание вирусного ролика. |
Результат |
В первый же месяц на сайт пришли 50 тыс. уникальных пользователей. Но конверсия оказалось крайне низкой — в первый месяц компания получила всего около 80 заказов, а до конца года – чуть более 200 заказов. Проект «заморожен». Один из партнеров - Андрей Загоруйко окончательно переехал в США. Другой партнер - Андрей Азаров запустил приложение «СравниТакси», которое показывает цены на поездку от всех популярных служб такси. Николай Белоусов проанализировал ошибки и планирует осенью 2018 года перезапустить сервис. На этот раз предприниматели будут продавать всего одну товарную позицию — снэки. |
Дополни-тельная информация |
По мнению гендиректора интернет-гипермаркета «Утконос» Максима Бахтина, «Прозапас» не учел менталитет россиян: «Идея закупки впрок в нашей стране сильно отличается от США. У нас меньше частных домов, где можно забить кладовку. Поэтому продажи больших упаковок не работают в таких же масштабах. Потребность экономить в текущей экономической ситуации точно есть, но реализовать ее проще, следя за акциями в конкретных магазинах — на этом и выстрелил сервис «Едадил». Акции «ценочувствительные» клиенты мониторят не хуже «роботов».
Константин Синюшин, сооснователь фонда The Untiteled Venture Company |
Изображение |
|