Интервью: как стать маркетологом по продвижению мобильных игр?
Маркетинг — это не только лишь о зарабатывании денег.
В мае команда Гильдии Маркетологов пообщалась со многими маркетологами из различных сфер. Эти интервью доступны в соответствующем разделе сайта. Сегодня хотим представить интервью с Вячеславом Рульковым – специалистом по продвижению мобильных приложений и игр.
Мы обсудили источники трафика, особенности рекламных кампаний, основные метрики для отслеживания эффективности. В итоге получилось насыщенное интервью, которое будет полезно всем, кто интересуется данной областью или делает в ней первые шаги.
ВЯЧЕСЛАВ, РАССКАЖИТЕ КТО ТАКОЙ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТОЛОГ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЙ?
Интернет-маркетолог — это, прежде всего, специалист по маркетингу, основной сферой которого является изучение целевой аудитории приложения, продвижение, настройка рекламных кампаний, управление большими бюджетами и т.д.
Очевидно, что специалист по продвижению приложений должен не только владеть основами классического маркетинга, но и обладать знаниями из области IT, разработки, монетизации. Также иметь навыки анализа и систематизации информации. Он должен разбираться в современных приложениях и мобильных играх, технологиях отслеживания трафика, понимать основы рынка по заработку на приложениях.
КАК МОЖНО НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ И СКОЛЬКО СТОИТ ЭТО УДОВОЛЬСТВИЕ?
Начинать стоит с теоретической базы. Изучать курсы, смотреть обучающие видео, проходить тесты и посещать профессиональные мероприятия. Я советую всегда выбирать определенный источник трафика и концентрироваться на его изучении. После того как в выбранном источнике трафика освоите всю теорию, нужно пробовать делать первые практические шаги. Но тут без помощника-консультанта или обучения не обойтись. Какой-нибудь спец обязательно должен следить и подсказывать. Продвижение – это бизнес, построенный на движении денег. Поэтому и опыт тут – это деньги в прямом смысле. Чем быстрее вы «вольетесь» в процесс, тем дешевле это стоит.
КАКИЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ ПОСОВЕТУЕШЬ?
Безусловно это Facebook. Данная социальная сеть считается лучшим инструментом для продвижения приложений. На первых этапах рекомендую самостоятельно закупать установки и экспериментировать с монетизацией. Когда золотая середина будет найдена, можно переходить на другие источники трафика, например inApp или Google Ads.
Обычно на этапе зарождения приложения, у владельца размытое понимание качественного трафика. Facebook это то место, где находятся реальные пользователи. Разработав монетизацию на этом источнике, появится твердое представление, что такое качественный трафик. Таким образом, подключая новые источники трафика вы сможете трезво оценить их качество.
ПРОЩЕ НАУЧИТЬСЯ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГУ С НУЛЯ? ИЛИ ЕСЛИ ЕСТЬ ОПЫТ В ОФЛАЙН-МАРКЕТИНГЕ?
Тот, кто занимается интернет-маркетингом, должен знать определённые вещи из офлайна. Есть много специалистов и экспертов, которые пришли из офлайна в онлайн и достигли больших результатов. Но сейчас растёт сугубо онлайновое поколение, которое про офлайн мало что знает. Маркетинг по продвижению приложений очень тесно переплетается с IT сферой и разработкой. Поэтому изучать интернет-маркетинг лучше с нуля.
ИДТИ ИЛИ НЕ ИДТИ НА КУРСЫ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЙ?
Я не встречал курсов именно по продвижению приложений. Наверно, потому что это узкая область в интернет-маркетинге. Но если вы начинающий специалист, то советую идти. Курсы интернет-маркетинга снабдили меня не только солидной кипой распечаток, но и важными знаниями: куда и как движется сфера интернет-маркетинга, на что стоит обращать внимание в первую очередь и как из всего огромного потока маркетинговой информации "выудить" именно самое нужное и важное, как всё это "важное" поможет в моей деятельности. Кроме постоянного самообразования, современному маркетологу необходимо держать нос по ветру, отслеживать последние тренды на рынке, обмениваться опытом и знаниями не только с коллегами по цеху, но и с экспертами в узких областях, посещать курсы, тренинги и профессональные конференции.
НАД КАКИМИ ПРОЕКТАМИ УДАЛОСЬ ПОРАБОТАТЬ?
За все время я плотно поработал над продвижением многих приложений и мобильных игр. Особо крупные среди них – это интернет-магазин Joom, Lamoda, немецкий большой магазин автозапчастей autodoc, приложение для частных объявлений Youla от mail, множеством мобильных игр таких как Hustle Castle, Mighty Party, Match 3 и десятки приложений для iOS и Android. Я стараюсь работать с крупными клиентами, потому что чем крупнее приложение, тем больше бюджет на продвижение и, соответственно, заработок.
Продвижение приложений — это сугубо финансово ориентированная область. То есть маркетолог должен четко знать, какой возврат на инвестицию дает его маркетинг, куда пошли деньги, и какая конкретно рекламная кампания принесла больше средств, чтобы отказаться от тех, которые работают невыгодно.
В ЧЕМ «СВЕТЛЫЕ» И «ТЕМНЫЕ» СТОРОНЫ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЙ?
В любой работе есть свои «светлые» и «темные» стороны. А если «светлых» нет — нужно менять работу. Работа над продвижением приложений занимает огромное пространство в жизни, иногда на личную жизнь остается очень мало времени. Приходится постоянно быть online и отслеживать запущенные рекламные кампании. В этой сфере выходных не существует. Советы начинающим таковы: старайтесь не терять желания учиться каждый день, сохраняйте тонус, включайте голову, придумывайте и предлагайте свои идеи. Есть все шансы, что вас заметят. У тех, кто привык «молчать - за умного сходить», шансов гораздо меньше.
НА МАРКЕТИНГ ПРИЛОЖЕНИЯ НУЖНЫ СТАРТОВЫЕ БЮДЖЕТЫ, НО ЕСТЬ ЛИ СПОСОБЫ РАСКРУТИТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ, НЕ ИМЕЯ БЮДЖЕТОВ?
Действительно на раскрутку приложения требуются бюджеты. Если есть цель увеличения аудитории приложения и рост прибыли, то без продуманной модели монетизации и вложений в раскрутку не обойтись. Однако для начинающих разработчиков существуют способы продвижения с минимальными затратами. Например, публикации в профильных СМИ. Это позволит увеличить узнаваемость, получить первые установки, отзывы и оценки в магазине приложений. Также у этого способа достаточно долгий эффект. Второй способ – это партнерства. Этот способ больше подходит для приложений в сфере услуг. Задача разработчиков привлечь внимание к своему продукту за счет бесплатного одноразового сервиса для новых клиентов партнера. Если сервис понравится новым клиентам, они воспользуются им повторно, но уже за деньги. Третий способ – это рассылка по собранной email базе клиентов или организация групп в социальных сетях. Четвёртый самый известный способ – это работа над ASO.
С КАКИМИ МЕТРИКАМИ ПРИХОДИТСЯ РАБОТАТЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО СПЕЦИАЛИСТУ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЙ?
Ведение рекламных кампаний по продвижению приложений невозможно без анализа трафика. Необходимо понимать, окупается ли кампания по привлечению установок, сколько стоит покупка или подписка, и какую сумму приносит каждая установка за время использования приложения. Со стороны маркетинга главные показатели, которые необходимо постоянно держать под контролем – это CPI, ROI, ROAS, CPA, ARPU, CPM, CTR, Purchases. Метрик много, но и это не полный список. Метрики добавляются или убираются в зависимости от целей рекламной кампании или желаний клиентов.
КАКИЕ СОВЕТЫ СО СТОРОНЫ МАРКЕТИНГА МОЖЕШЬ ДАТЬ РАЗРАБОТЧИКАМ ПРИЛОЖЕНИЙ?
Есть 2 совета, которые нужно учитывать разработчикам. Первое. Необходимо объективно оценивать свое положение в глобальном мире. Любая игра – она конкурирует сразу со всеми играми, которые есть. Поэтому нужно правильно выстраивать монетизацию внутри продукта и вкладывать в тестирование экономической модели.
Второй момент. Нужно себя оценивать по сравнению с конкурентами. Необходимо понимать, что собой представляешь в плане бизнеса и насколько конкурентный продукт.