Интервью для B2B Journal — https://b2b-journal.ru
Виталий Жигарев — руководитель отдела маркетинга компании SharpLase Russia
SharpLase Inc — отделение лазерных систем компании Industrial & Medical Design, занимающееся разработкой и производством лазерного оборудования для обработки материалов. Начиная с 2008 года SharpLase выделено в отдельное подразделение, которое разрабатывает и производит все оборудование для лазерной обработки материалов, включая новые разработки и оборудование, разработанное ранее в Industrial & Medical Design.
У компании есть 2 продуктовые линейки: волоконные лазерные граверы и маркеры, а также волоконные лазерные резаки по металлу и труборезы.
Основная целевая аудитория: сувенирные и рекламные агентства, которые занимаются производством рекламно-сувенирной продукции; ювелирные мастерские и ювелирные заводы, занимающиеся производством ювелирных изделий различного назначения; промышленные производственные компании (оборонная, металлургическая, электротехническая, нефтегазовая, автомобилестроение и производство промышленного оборудования). Если брать в процентном соотношении, то большинство поставок оборудования идет безусловно в промышленный сектор около 65%, еще 20% приходится на рекламно-сувенирную отрасль и оставшиеся 15% на ювелирную сектор.
2. Как устроена работа отделов маркетинга и PR в компании в мире и в России? Насколько в вашем бизнесе важна функция PR?
Департамент маркетинга в компании единый и базируется он в России. В него входят кроме Директора по маркетингу, контент и Smm менеджеры, директологи, веб-верстальшщики, аналитики, менеджеры по рекламе, дизайнеры и копирайтеры. Не все специалисты отдела маркетинга входят в штат компании, ряд из них работает удаленно. Также для некоторых специалистов предусмотрена система работы офис-дом, когда человек работает 2-3 дня в офисе и столько же дома. Поэтому работа на зарубежных рынках компании строится от российского департамента маркетинга. Именно он анализирует рынки и разрабатывает маркетинговые планы по выходу на них и программы продвижения продукции исходя из их специфики.
Функция PR важна не только в лазерном бизнесе или в оборудовании, она в принципе важна в любом бизнесе. Поскольку PR является одним из локомотивных направлений по управлению лояльностью клиентов, увеличению узнаваемости компании на рынке, влияет также на управление репутацией, ну и конечно же сказывается на росте силы бренда. Т.е. косвенно функция PR влияет на такие метрики как NPS, CSI, EX, BF. Также грамотно выстроенные коммуникации с «сообществом» будут подчеркивать и развивать „экспертность“ компании для ее целевой аудитории. Сотрудники департамента маркетинга SharpLase уделяют очень большое внимание построению и развитию коммуникаций с профессиональным сообществом.
3. Каковы особенности локальной маркетинговой стратегии вашей компании? Как выстраивается ежедневная коммуникация с аудиторией?
Локальная маркетинговая стратегия у нас заключается в том, чтобы занять долю рынка в 55% к 2022 году и стать абсолютным лидером российского рынка по производству и поставке на него лазерных маркеров и граверов, а также увеличить долю рынка с 5 до 10% по товарному направлению лазерных резаков по металлу. Безусловно в стратегию также включены цели по ежегодному улучшению показателей NPS, CSI, EX, BF. И как пример к 2022 году планируем выйти на максимальный показатель индекса потребительской лояльности NPS>90%.
Коммуникаций с аудиторией у нас выстраивается как через digital инструменты (видеокейсы, онлайн референс листы, специализированные блоги и форумы, статейный контент размещаемый на сайтах и специальных отраслевых ресурсах, через SERM, особо отмечу SMM сети VK и FB, через них мы строим профессиональное сообщество, подчеркиваем свою экспертность в области лазерных технологий. Также достаточно эффективно работают с аудиторией вебинары и e-mail рассылки, которые подогревают ее до проведения и после проведения серии вебинаров). Если же рассматривать оффлан каналы коммуникаций, то в первую очередь это выставки, семинары, мастер классы в собственном шоу руме по изготовлению образцов продукции, участие и выступление в отраслевых конференциях. Также раз в год мы собираем клиентские слеты, где проводим обучение клиентов появившемся у нас новинкам продукции, технологиям и по обновлению программного обеспечения, после чего все заканчивается неформальной частью. Практически со всеми клиентами мы стараемся записывать их видео обращения / видео отзывы и делать совместные онлайн кейсы.
4. В России термин Inbound-маркетинга только постепенно входит в словарь маркетолога. Расскажите подробнее о преимуществах использования данной методики в коммуникационной стратегии B2B-компании?
Inbound маркетинг привлекает потенциальных клиентов и удерживает текущих клиентов с помощью интересного, а самое главное полезного контента для ЦА. А как известно полезный и интересный контент один из основных инструментов для привлечения и удержания ЦА в B2B и промышленном маркетинге. К основным преимуществам использования данной методики в коммуникационных стратегиях B2B и промышленных производственных компаний можно отнести следующие:
В основном мы используем тематические площадки, форумы и блоги, где сидят ЛПР-ЛВР принимающие решения по закупке оборудованию с ЧПУ и по лазерным технологиям. Но также мы используем для наших коммуникаций крупные B2B порталы. Вот примеры площадок и порталов: halk.ru, energybase.ru, laserportal.ru, cislaser.com, jams.ru и др.
Также мы активно принимаем участие в дискуссиях на онлайн площадках по ювелирной и рекламно-сувенирной тематике.
Inbound маркетинг это современная универсальная методика, которая помогает в лидогенерации (в привлечении целевых лидов) и их максимальной конверсии в сделку (на последних этапах воронки продаж), не только за счет онлайн инструментов (они как раз отвечают больше за начальную лидогенерацию, что бы качественный лид оказался в CRM системе), а за то что бы уже качественный лид пошел дальше по воронке и конвертнулся в сделку, здесь уже больше работают оффлайн инструменты inbound маркетинга, такие как: маркетинг киты, кейсы, white paper, гайды product features, статьи о новых технологиях и продуктах с четкой выраженной экспертностью (с конверсионными формами захвата) и другие.
6. Расскажите об основных инструментах Inbound-маркетинга, которые успешно использует ваша компания.
Если говорить про оффлайн инструменты inbound маркетинга, то мы успешно используем (причем в основном на последних этапах воронки продаж) такие инструменты как: статейный контент с яркой выраженной экспертностью по основным проблематикам клиентов, маркетинг киты с разбивкой по разным ЦА (промышленность, ювелирный бизнес, рекламно-сувенирный бизнес, кейсы с клиентами как с помощью нашего оборудования клиенты закрыли свои производственные задачи, сократили косты и увеличили свой net profit, white paper по очень технически сложным продуктам, как пример специализированный закрытый лазерный гравер для электротехнической промышленности или комплексные лазерные установки по резки металла и раскрою трубы.
Из онлайн инструментов инбаунд маркетинга мы используем практически все. Я считаю, что они более менее всем известны и не нуждаются в особом представлении. Но все-таки кратко их перечислю.
Если говорить в целом про цифровые инструменты inbound маркетинга и оффлайн инструменты, то около 40% новых клиентов приходит именно с траффика которые дают эти инструменты. Показатели по удержанию клиентов в сегменте работающие улучшились в среднем на 35%, сократились переходы из статуса работающего клиента в статус уходящего, а затем и ушедшего клиента. Все-таки выгоднее и практичнее удержать действующего клиента, нежели потом его возвращать обратно в статус рабочего, временные и материальные затраты на удержание или повторное возвращение клиента в статус рабочего просто не соизмеримы.
Основные инструменты, которые мы используем при удержании клиентов следующие: автоматические рассылки (триггерные цепочки писем) по сегментированным БД в CRM; полезный видео контент для ЦА; работа с SERM (мониторинг отзывов); персонализированный статейный контент, упакованный в виде мануалов или white paper.
8. Какие перспективы развития Inbound-маркетинга вы могли бы спрогнозировать?
Перспективы самые радужные, последние тенденции говорят за развитие качественного контента всех форм. Особенно это важно для компаний, работающих в B2B секторе и компаний промышленного сектора, поскольку для «длинных сделок» inbound маркетинг необходим, так как позволяет отследить и провести клиента по всей воронке продаж и совершить правильные рекламные действия на каждом ее этапе.
В современных реалиях инбаунд маркетинг – это отличная возможность постепенно обеспечить дополнительный рост продаж, быть на виду и постоянно находиться в едином коммуникационном поле с ЦА, не тратить бешенные бюджеты на классическую рекламу.
Ну и самое главное, что на интересный контент потенциальные клиенты придут бесплатно. И что после продажи inbound маркетинг не выключается, а продолжает оставаться полезным для клиента, что в итоге приводит к росту показателей NPS и CSI, ведь удовлетворенность и лояльность это одни из главных постулатов инбаунда.
9. В целом, какие тренды в B2B-коммуникациях можно отметить на ближайшее будущее для России?
Из развивающихся и набирающих постоянно обороты до конца 2022 года я бы выделил следующие тренды: