Рецензия на книгу Эда Кэтмелла «Корпорация гениев: Как управлять командой творческих людей» М.: Альпина паблишер, 2018
Уникальный бизнес-кейс длинною в 40 лет от основателя и руководителя легендарной студии Pixar. Книга о маркетинге идей, о стратегии как виде творчества, об умении выстраивать альянсы и искусстве выявления и устранения препятствий.
Эд Кэтмэлл считает ключевыми навыками в достижении долгосрочных целей умение признавать имеющиеся проблемы и готовность их решать, а также умение признавать нехватку знаний и готовность учиться. Отсюда и оригинальное название книги, которое в дословном переводе звучит примерно так: "Корпорация "Созидание": Преодоление невидимых сил, стоящих на пути истинного вдохновения".
Те, кто приобретёт книгу для того, чтобы научиться управлять творческими коллективами, тоже не будут разочарованы. Управлению творческими проектами посвящена значительная её часть. Автор подробно анализирует причины успехов и неудач, не упуская из вида даже самые малозаметные, но важные детали.
Коллегам-маркетологам и рекламистам рекомендую эту книгу для обязательного прочтения. Особенно она будет интересна директорам по маркетингу, руководителям креативных агентств, специалистам по стратегическому маркетингу, специалистам по маркетингу инноваций, специалистам по управлению рисками, специалистам по управлению знаниями, специалистам по слияниям и поглощениям.
Эд Кэтмэлл убедился, что для сложных системных задач далеко не всегда существуют элементарные решения. Поэтому избегает давать советы в виде лозунгов или универсальных рецептов. Напротив, он старается выявить все значимые факторы и выработать комплексные методы и подходы.
Эд Кэтмэлл уделяет большое внимание технологиям. При этом отмечает, что идеи важнее технологий. А так как носителями идей являются люди, то люди важнее идей как таковых. То есть, для решения задачи необходимо искать людей, умеющих генерировать идеи. Необходимо развивать их творческих потенциал, постоянно обучать. В том числе, обучать тому, как избегать копирования.
Большинство сложных продуктов или проектов, в том числе, творческих продуктов и проектов (например, фильмов), базируются не на одной, а на множестве идей, поэтому для решения сложных задач коллективное творчество. Но… "Аспекты взаимодействия людей между собой значительно более сложны, чем теория относительности или теория струн", - считает автор. И для того, чтобы можно было не просто повторить, но "масштабировать" успех в творческих проектах, необходимо создание "креативной культуры".
Таким образом, именно культура, по мнению Эда Кэтмэлла, является управленческим инструментом, обеспечивающим необходимые системные связи. Тому, как сформировать правильную управленческую и творческую культуру автор также уделил большое ввнимание.
Иванюшин Дмитрий, член Совета Гильдии Маркетологов, координатор PR-комитета, преподаватель Кафедры маркетинга и рекламы Факультета рекламы и связей с общественностью Российского Государственного Гуманитарного Университета. 18.05.2019