Рецензия на учебник: В.В. Кафтан «Теория и практики массовых коммуникаций», М.: Кнорус, 2018
Весьма удачный учебник по теории коммуникаций с большим количеством практических примеров.
Автор – Виталий Викторович Кафтан, доктор философских наук, профессор Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ – подошёл к задаче написания учебника неформально и создал весьма качественный и увлекательный текст.
В своей работе В. Кафтан неоднократно обращается к известным источникам авторитетных авторов, исследовавших развитие систем коммуникаций: Ж. Бодрийяра, М. Маклюэна, Р. Барта, В. Тоффлера, Ю. Хабермаса, Ю. Лотмана, но в современном контексте. И это, с одной стороны, позволяет переосмыслить и дополнить имеющееся научное наследие, а с другой – систематизировать современные события, вычленить причинно-следственные связи, превратить разрозненные факты в систему знаний о практических приёмах в системе массовой коммуникации.
Учебник подойдёт в качестве дополнительного материала при освоении дисциплин «Основы теории коммуникации», «Планирование и проведение коммуникационных кампаний» в рамках обучения специальности «Реклама и связи с общественностью», а для подготовки специалистов в сфере политического PR может быть рекомендован и в качестве основного источника.
Данная книга будет интересна не только студентам и преподавателям, но и широкому кругу читателей, желающих разобраться с тем, как устроена сфера массовых коммуникаций, желающих понять, как она влияет на сознание и поведение людей.
В исследовании такой сложной темы, как практическое использование коммуникационного пространства в эпоху «глобализации, цифровизации, виртуализации» автору удаётся избежать трёх классических крайностей, характерных для многих работ в данном направлении: перечисления очевидных банальностей; скатывания к конспирологии; чрезмерного усложнения.
Большим плюсом учебника является то, что в нём рассмотрены почти все современные коммуникационные технологии в сфере массовых коммуникаций, включая кино, перформансы и т.д. В том числе автор раскрывает принципы формирования медиавирусов, механизмы индоктринации (целенаправленного формирования системы верований, ценностей, убеждений) массового сознания с помощью медиа, рассказывает о технологиях проведения информационно-коммуникативных операций.
Учебник качественно оформлен. Практические примеры сопровождены текстовыми и графическими иллюстрациями. Текст хорошо структурирован. Каждая глава включает в себя вопросы для самоконтроля и практическое задание.
Иванюшин Дмитрий, член Совета Гильдии Маркетологов, координатор PR-комитета, преподаватель Кафедры маркетинга и рекламы Факультета рекламы и связей с общественностью Российского Государственного Гуманитарного Университета. 18.05.2019