Рецензия на монографию Р.Б. Галеевой «Маркетинговые аспекты взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда», M.: РУСАЙНС (КНОРУС), 2018
Монография о том, как маркетинг маркетингового образования поможет трудоустройству маркетологов.
Автор монографии представляет маркетинг словно в трёх измерениях, учитывая разные точки зрения: 1. Взгляд на систему образования глазами маркетологов; 2. Взгляд системы образования на маркетинг и маркетологов; 3. Взгляд работодателей на маркетологов, подготовленных системой образования.
Рекомендуется всем, кто отвечает за найм и подготовку маркетинговых специалистов, а также ответственным за разработку профессиональных и образовательных стандартов.
Наибольший интерес представляют первая и третья части монографии. В первой части автор анализирует специфику маркетинга в сфере образования, учитывая особенности многостороннего формирования спроса со стороны государства, бизнеса и частных лиц.
В этой части автор опирается как на собственный опыт, так и на экспертное мнение известных маркетинговых специалистов: А.П. Панкрухина, А.А. Бравермана, О.В. Сагиновой, Д.А. Шевченко, В.В. Никишкина, И.С. Березина и др. В финале первой главы Раиля Бариевна Галеева предлагает обобщённый четырёхэтапный алгоритм функционирования маркетинга в образовании.
В третьей главе автор исследует ключевые характеристики специальности "Маркетолог" на пересечении рынков труда и образовательных услуг. Получены интересные данные о соответствии и несоответствии требований к деловым и личным качествам, а также профессиональным компетенциям маркетологов со стороны работодателей и преподавателей (на основе опросов, проведённых в Приволжском федеральном округе).
Следует отметить, что по большинству параметров видение преподавателей и работодателей совпадает, но есть и существенные расхождения. Например, работодатели ожидают, что маркетологи будут более выносливыми, ответственными, инициативными, а также надеются получить маркетологов, способных заниматься несколькими проблемами одновременно. В то же время преподаватели развивают у маркетологов способности решать управленческие задачи и творческие способности.
В плане профессиональных компетенций работодатели предъявляют более высокие требования к умению заниматься ценообразованием и ценовым стимулированием, навыкам организации торгово-сбытовой деятельности, умению составлять аналитические отчёты, а преподаватели учат маркетологов проведению маркетинговых исследований.
В личных качествах работодатели предъявляют более высокие требования к самостоятельности, стрессоустойчивости, коммуникабельности, активности, коммуникабельности маркетологов.
Автор делает вывод о необходимости делать ставку на "привлечение практиков в образовательный процесс" и "обучение с участием предприятий".
Также автор обращает внимание на необходимость согласования образовательных стандартов с профессиональными стандартами и предлагает привлекать "представителей работодателей к участию в разработки образовательных программ.
Стоит подчеркнуть особенную актуальность данной работы в связи с принятием профессионального стандарта 08.035 «Маркетолог» (утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июня 2018 года N 366н и зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 июня 2018 года, регистрационный N 51397).
Иванюшин Дмитрий, член Совета Гильдии Маркетологов, координатор PR-комитета, преподаватель Кафедры маркетинга и рекламы Факультета рекламы и связей с общественностью Российского Государственного Гуманитарного Университета. 18.05.2019