Наука и искусство презентации маркетинговых данных
Рецензия на:
Нафлик, Коул Нассбаумер. Данные: визуализируй, расскажи, используй. Сторителлинг в аналитике / Коул Нассбаумер Нафлик ; пер. с англ. Ю. Константиновой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. — 288 c.
Эта книга представляет из себя руководство по разработке и реализации эффективного представления данных в отчетах и презентациях. Речь идет не только о маркетинговых данных, но особенно остро необходима такая книга для тех, кто готовит отчеты или устные сообщения по маркетинговым исследованиям и рассчитывает не усыпить публику рядом процентных распределений или цифровых выкладок, а донести до целевой аудитории (слушателей, партнеров, начальства, инвесторов…) главное и важное из добытого знания. Преподавая в университете маркетинговые исследования, я вижу, что вопрос оптимального представления опросных данных совершенно не затрагивается ни в каких учебниках, между тем осмысленная подача результатов даже тщательно проведенных, интересных опросов не дается большинству студентов. Эффективная коммуникация результатов опросных данных – большая проблема, и это не чисто техническая проблема владения теми или иными инструментами, программными пакетами, это отдельное искусство и даже наука, и предлагаемая книга удачно заполняет пробел в систематическом освещении соответствующего круга вопросов.
Что нового дает эта книга? Обладая данными, например опроса потребителей, любой может воспользоваться стандартной офисной программой и создать набор диаграмм для презентации. Но этот процесс чисто механический и с его помощью вовсе не гарантировано восприятие результатов работы как значимых, интересных, понятных аудитории. Автор справедливо указывает, что «если мы четко не осознаем, что делаем, наши самые благие намерения и усилия (вкупе с часто сомнительными настройками по умолчанию) нередко приводят к плачевному результату: 3D-диаграммам, бестолковому использованию цветов, круговым диаграммам». В книге процесс создания отчетов или презентаций отрефлексирован, разложен по этапам и „полочкам“, даны конкретные практические рекомендации относительно правил, принципов, инструментов презентации данных и сторителлинга на основе данных.
Книга увлекательно написана, легко читается, и при этом имеет практический уклон ( «бери и делай»). Она включает девять уроков и целый ряд практических примеров, которые читатель сможет адаптировать к своей практике визуальной коммуникации данных.
Книга рекомендуется всем, кто представляет устно или письменно данные маркетинговых исследований или аналитических обзоров – студентам, маркетологам, менеджерам. Шире, книга позволяет повысить эффективность коммуникации при различных презентациях, выступлениях на конференциях, заседаниях, советах директоров и т.п. Пожалуй, лучше всего изучать книгу не «впрок», а именно в ситуации, когда у Вас есть актуальная практическая потребность в представлении некоторого отчета, основанного на данных.
Виктор Пратусевич
Доцент РГГУ, член Совета Гильдии Маркетологов.