Рецензия на книгу Аллен Моррисон и Стюарт Блэк
«Корпорация Китай»
Как адаптировать конкурентную стратегию вашей фирмы к современным реалиям китайского бизнеса
В работе Алона Морисона и Стефарда Блэка дается всесторонний, глубокий анализ эффективного использования ключевых подходов международного маркетинга для достижения конкурентных преимуществ на внешних рынках в самых различных направлениях.
Авторы подробно рассматривают уникальные масштабы организации на государственном уровне достижения высоко конкурентных позиций в мировом масштабе.
Проведенные исследования показывают необходимость осознания, что когда речь идет о Китае, конкурировать приходится не с отдельными китайскими фирмами, а со сложно организованной экосистемой, включающей практически весь бизнес Китая. Китайские компании должны рассматриваться как составляющие единое целое с органами партийной и государственной власти этой страны. В сформированной экосистеме они оказывают определяющее влияние как на предприятия, находящиеся в государственной собственности, так и частичные предприятия независимо от их масштаба. Причем, что особенно важно, это касается и определения их конкурентных стратегий. Эта уникальная экосистема, названная авторами «Корпорация Китай», представляет собой такого монстра конкуренции, которому нет аналогов в мире. В этих условиях, авторы обоснованно предлагают отойти от традиционного подхода к конкурентному анализу на основе соперничества с конкретными предприятиями.
Успех Китая во многом связаны с осуществлением единого, скоординированного подхода к своей новой конкурентной стратегии. Руководители Китая на уровне огромной страны провозгласили трех компонентную концепцию конкурентного развития, предполагающую устранение избыточной внешней зависимости, достижение китайскими компаниями доминирования на внутреннем рынке и лидерских позиций на внешних рынках.
Устранение внешней зависимости в области ключевых технологий и товаров это важнейшее направление конкурентной стратегии Китая. В его стратегических планах стоит задача активного развития импортозамещения, призванного обеспечить 70% всего необходимого за счет производства внутри страны. Для этого используются самые различные способы от создания совместных предприятий, до прямых заимствований и производства контрафактной продукции. Часто передача Китаю необходимых ему технологий и разработок иностранных компаний является обязательном условием предоставления им доступа на национальный рынок.
Второе важное направление конкурентной стратегии состоит в обеспечении доминирования своих компаний, работающих в ключевых отраслях, на внутреннем рынке. Для этого китайские фирмы должны, опираясь на передовые уникальные технологии, занимать и контролировать существенную долю внутреннего рынка.
В последние годы Китай демонстрирует высокие темпы роста внутреннего рынка, занимая лидирующие позиции по многим направлениям. Это и электронная коммерция, и объемы покупок автомобилей, предметов роскоши, фирменных брендовых товаров, швейцарских часов и тд.
Китай планирует добиваться лидирующих позиций своих компаний и на мировых рынках по объемам прибыли и доли рынка, формируя зависимость от него всех остальных стран. Уже сейчас, эта страна, являясь «фабрикой мира» превосходит страны крупнейшие экспортеры планеты. Только за последние два десятилетия Китай увеличил объем экспорта в 12 раз.
Для продвижения своих компаний на внешних рынках страна все активнее применяет весь свой арсенал государственного контроля и внутренней политики. В целях обеспечения конкурентоспособности в мировом масштабе, привлекаются государственные рычаги в области внешней политики. При этом, грандиозные слияния и поглощения иностранных компаний поддерживаются огромными государственными инвестициями. Масштабные приобретения иностранных компаний позволяют получить и использовать их сложившиеся позиции на внутренних и международных рынках, обходить торговые барьеры, пользоваться сложившейся лояльностью местных клиентов. Результаты такой экспансии впечатляют. Китаю принадлежит, например, Volvo. Pirelli и многие, многие другие, не менее известные компании. Значительная доля китайских акционеров в английских Lotus cars, в футбольном клубе Манчестера. Китайцы владеют крупными пакетами акций Hilton Hotels, Sharp, Lemark и даже лондонского аэропорта Heathrow.
Исследования, проводимые в книге, будут полезны не только для тех чей бизнес связан с Китаем. Авторы подробно рассматривают возможные стратегические и тактические решения как для фирм, которые ведут свой бизнес в Китае, так и для тех, кто не присутствует на китайском рынке, но в будущем может быть вовлечен в конкурентную борьбу с корпорацией Китай. Логика стратегии экспансии Китая приводит к тому, что даже предприятия успешно работающие на своих национальных рынках и на прямую испытывающие беспокойства от действий китайского бизнеса могут почувствовать его или непосредственно, или через изменения в своих устоявшихся хозяйственных связях с поставщиками и другими своими контрагентами. Помимо представителей бизнеса, книга будет полезна маркетологам, практикующим консультантам, политологам, читателям, интересующимся историей, современностью и будущим великой страны- Китай.
Валерий Никишкин, научный редактор и автор предисловия
к русском изданию, д.э.н., профессор кафедры маркетинга РЭУ им.
Г.В. Плеханова, руководитель Научного совета Гильдии маркето -
логов, заслуженный работник высшей школы РФ.