Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

«Чего на самом деле хотят клиенты и почему они вам этого не скажут»

Рецензия Игоря Березина на книгу:

Филипа Грейвса «Чего на самом деле хотят клиенты и почему они вам этого не скажут». – М.: ООО „Юнайтед Пресс“, 2011. – 223 с.

«Большинство покупателей не знают / не осознают, чего они на самом деле хотят, не скажут этого вам, то что они вам скажут, это – рационализация бессознательного; исследования могут приводить к ошибочным выводам и принятию неверных решений; а будущее непредсказуемо!». Вот вам краткое изложение двухсот- страничной книжки Филипа Грейвса – частного консультанта и „одного из ведущих международных экспертов по вопросам изучения покупательского поведения“.

Самое смешное – Грейвс в своей практике «эксперта и консультанта» широко использует исследования. Преимущественно – наблюдения за поведением покупателей и глубинные интервью с ними же. В его книге, в доказательство того или иного тезиса всегда приводятся данные исследований. Преимущественно — лабораторных психологических экспериментов, как традиционных, так и с использованием фМРТ, перед которым Грейвз испытывает едва ли не религиозный трепет. Но, при этом, в каждой из девяти глав, как мантру, он не забывает повторять инвективы насчет бесполезности маркетинговых исследований вообще; хотя при внимательном чтении выясняется, что претензии адресованы в основном методам фокус-групп и массовых опросов. А если быть еще точнее – то ошибкам при неумелом их проведении и применении для принятия управленческих решений. Очевидно, что по какой-то причине, которая видимо носит глубоко подсознательный характер, Грейвз испытывает личную неприязнь к самому словосочетанию – „маркетинговые исследования“.

Если абстрагироваться от этой неприязни, что только поначалу вызовет небольшой дискомфорт, и забыть о том, что автор стремится доказать «бесполезность исследований вообще и в принципе», то от ознакомления с рецензируемой работой можно получить и удовольствие (она написана и переведена очень хорошо) и пользу. Поскольку в работе поднимаются действительно важные вопросы и приводятся многочисленные примеры несовпадений между так называемым „мнением“, искусственно выявляемыми „намерениями“ и реальным поведением потребителей. А также даются весьма ценные практические советы по улучшению „дизайна исследования“, конструированию правильных ситуаций проведения исследования и задаванию правильных вопросов.

На самом деле проблема «недостоверности исследований» искусственно скандализирована Грейвзом (видимо в целях повышения тиража?). Мистификация частично разоблачается на стр. 212. Цитирую –» Вас может удивить, но я не считаю традиционное исследование в стиле „спросить людей, чего они хотят и послушать, что они скажут“ совсем уж бесполезным. Я против того, чтобы полагаться на него в целях получить подтверждение правильности решения, которое предстоит принять, или хуже того – основывать на нем стратегию компании». С этим трудно поспорить. Да, и совсем не хочется этого делать.

В книге Грейвза разбирается несколько кейсов, которые призваны подтвердить бесполезность (а то и прямой вред) от проведения маркетинговых исследований. Конечно, не была забыта «Нью-Кола». Не забыта – это мягко сказано. К этому грандиозному провалу, многократно описанному в маркетинговой литературе последнего двадцатилетия, Грейвз возвращается снова и снова. Хотя я так и не понял, почему весьма корректные и многократно повторенные (с устойчивыми результатами) „слепые тесты“, на основании которых было принято ошибочное управленческое решение, должны свидетельствовать о бесполезности маркетинговых исследований. То, что потребители не проводят в точке продажи „слепого тестирования“ по-моему очевидно и без исследований. Хотя, наверное менеджерам „Коки“ их все же следовало провести?. И почему на основании того, что при слепом тестировании потребители выбирают более сладкие напитки надо менять уникальную формулу напитка к вкусу которого привыкло пять (на тот момент) поколений американцев? Вот это для меня загадка.

Еще один локально британский кейс – «Купол Тысячелетия» я оставляю, чтобы не портить удовольствие читателям. А вот кейс „Кен с серьгой“, упоминаемый Грейвзом лишь однажды, я бы хотел прокомментировать.

История такая. В 1993-м году компания «Маттел» решила выпустить на рынок новую версию друга куклы „Барби“ — „Кена“. Были проведены исследования, с пятилетними девочками, на тему – каким бы они его хотели видеть. На выходе получилось: сиреневая футболка в сеточку, жилет из кожзама, мелированные волосы, серьга в ухе, кожаный ошейник с кольцом (для члена). В общем – молодой гей / бисексуал, как многие продюсеры и часть аудитории мальчуковых бойз-бендов первой половины 90-х гг. прошлого века. Девочки хотели для своих Барби таких Кенов. Но хотели ли их родители пятилетних девочек? На мой взгляд – ответ очевиден! Но, „Маттел“ все же надо было провести исследование на эту тему?. Тогда бы компания не удивлялась тому, что „продажи не пошли“, а „общественность возмутилась“. Менеджеры уважаемой компании забыли подумать о разнице между потребителями и покупателями кукол для пятилетних девочек. Грейвз считает (или делает вид, что считает именно так), что это очередное доказательство бесполезности исследований. А я считаю, что это очередное доказательство того, что при принятии управленческих решений надо даже об очевидных вещах все же хотя бы немного думать своей головой?

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены