Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Глобальный кризис. За гранью очевидного

Глобальный кризис. За гранью очевидного
Марио Райх, Саймон Долан. М.: Претекст, 2010. – 404 с.
Твердый переплет, 416 стр.
ISBN 978-5-98995-056-0
Формат: 70x100/16
Вес: 500 г

Рецензия Игоря Березина

Популярная футурология
Дилетанты в поисках «потерянного рая»

Правильно поставленный вопрос содержит половину ответа

В рецензируемой книге вы не найдете графиков и диаграмм. Нет в ней анализа цен на нефть, зерно, металлы, золото и другие ресурсы. Ни разу не упоминаются фондовые рынки. Проблемы эффективности производства, занятости и безработицы тоже остались за пределами ( «за гранью») этой монографии. В книге практически нет цифр. И, тем не менее, работа Райха и Долана представляет определенный интерес. Особенно для читателя, который в своей повседневной жизни озабочен как раз тем, чего нет в книге – „приземленными“ проблемами. Она дает возможность подумать о „вечном“.

Модель развития человечества, сложившаяся 200 лет назад и претерпевшая последние существенные изменения 60-75 лет назад все еще остается, мягко говоря, «весьма несовершенной». Алармисты вот уже 40 лет предсказывают скорый крах этой системы. Что ей вменяется в вину?

  • Демографические проблемы. Быстрый рост населения, «перенаселение» в странах Африки и Азии. Суженное воспроизводство (сокращение „коренного“ населения) в Европе и Северной Америке.
  • Разрушение экосистем. Загрязнение окружающей среды. Исчерпание природных ресурсов. Энергетический кризис.
  • Климатические изменения. Хотя лично я никак не могу взять в толк как изменения климата, имеющие характер вековых и тысячелетних циклов, могут быть следствием «хищнической» модели развития человечества последних 150 лет.
  • Чрезмерное расслоение по уровню доходов и материального потребления, по уровню доступа к материальным и социальным благам. Ведущее к росту организованной преступности, ожесточенной борьбе за ресурсы, войнам и вооруженным конфликтам, разрушительной конкуренции и экстремизму.
  • Нестабильность. Регулярное возникновение кризисов. Запредельный уровень рисков. Раздувание и «схлопывание» финансовых „пузырей“. Цикличность. Последнее „обвинение“ просто абсурдно. Такова уж природа этой модели развития.
  • Дегуманизация всех сфер человеческой деятельности. Отчуждение большей части работников и населения даже экономически развитых стран от процессов принятия решений, творчества, результатов своего труда. Концентрация на потреблении материальных благ и услуг. Причем – быстром, с кратковременным насыщением.

Половину книги авторы посвятили описанию этих проблем. Именно, что описанию, причем – в первом приближении. Потому что ни они сами, ни привлеченные ими «мыслители будущего» не являются специалистами в поднимаемых ими предметных областях. К примеру, они пытаются описать демографические проблемы с точки зрения здравого смысла и общей эрудиции. Но, демография, кстати, являющаяся самой „старой“ из социальных наук, (намедни ей исполнилось 350 лет, экономическая теория на 100 лет моложе, а социология – на 200) последние 50 лет является сугубо „математической дисциплиной“. Демографические модели и концепции строятся с применением математического аппарата очень высокого уровня.

Почувствуйте разницу. Дилетанты говорят – «Мужчины в России живут по 59 лет». Профессионалы говорят – „Математическое ожидание средней продолжительности жизни для когорты мальчиков, родившихся в России в 2008-м году, составляет 59 лет, при условии, что возрастные коэффициенты смертности, сложившиеся в год их рождения не изменятся на протяжении ближайших 100 лет“.

Естественно, что для профессионалов совершенно очевидно, что данное предположение является неисполнимым и просто вздорным с точки зрения здравого смысла. Но оно необходимо для корректного расчета математической модели. Райх и Долан говорят и пишут как дилетанты.

Вот почему квантовую физику дилетанты не пытаются изложить с точки зрения здравого смысла и общей эрудиции? А экономическую теорию и демографию – это пожалуйста! Обидно, да?!

Вторая половина книги посвящена возможным путям решения обозначенных проблем. Чтобы не лишать читателя удовольствия не буду их не только комментировать, но даже – перечислять. Скажу только, что все без исключения решения носят нормативный и идеалистический характер. Подробно описывается что надо сделать и как это должно выглядеть в конечной точке, но нет даже намека на то – как это можно сделать. Какие потребуются ресурсы? Кто будет в союзниках? Чье сопротивление придется преодолевать и как это будет сделано?

Один только пассаж – «Бизнесмены должны обеспечить эффективное производство качественных и недорогих потребительских товаров…». Кому должны? Почему должны? Кто будет определять „качество“? И „приемлемость“ цены? А если бизнесмены — не захотят? И еще один – „Будет обеспечен прямой доступ творческих людей к заинтересованной аудитории. Отбор произведений искусства под влиянием аудитории. Прямое производство. Перемещение процесса создания ценности в виртуальный мир. Виртуальное искусство“. Ну, в общем – вы все поняли.

Книга в целом очень хорошо издана. Достойный перевод, качество бумаги и печати – выше всяких похвал. Но не могу удержаться от одного замечания – громоздкие (и весьма нудные) таблицы и списки в большинстве случаев не помещаются на одной странице, что делает их совершенно не читаемыми и не воспринимаемыми.

Отдельной (и весьма большой) благодарности заслуживает поистине титаническая работа научного редактора Валерия Никишкина, без которой этот сумбурный опус вообще было бы невозможно читать. А благодаря переводу и редактуре русскоязычная версия оказалась даже лучше оригинала.

Рецензия опубликована в журнале «Практический маркетинг» №6 2009

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены