Рецензия на:
«Тайный язык денег». Дэвид Крюгер, „Манн, Иванов и Фербер“, 2010
Конечно, это книга не о маркетинге. И вообще — не о бизнесе. Она о том, что мы делаем с деньгами, и о том, что деньги делают с нами. В первой и второй частях книги автор на многочисленных и весьма увлекательных примерах из мировой истории и собственной практики клинической психиатрии и бизнес- консультирования показывает как мы относимся к деньгам, как пишем свою «денежную историю», какие глупости совершаем, как попадаемся в сети „мыльных пузырей“, невероятных сделок, кредитных карточек и необеспеченных кредитов. В заключительной третьей части доктор Крюгер рассказывает о том, как принимать разумные финансовые решения. Т.е. это книга о поведении потребителей. А значит – и о бизнесе. И – о маркетинге.
Конечно, российскому потребителю еще очень далеко до той финансовой пропасти в которой оказались американские потребители из среднего класса в результате 25-летней гонки потребительских расходов. Говорить о пере-потреблении в России можно было только в первой половине 2008-го года и только применительно к очень узкой прослойке верхнего среднего класса, составлявшего тогда не более 12% населения страны. Конечно, имеется разница в национальном и конфессиональном менталитете, которую, по понятным причинам американец Дэвид Крюгер в своей работе не принимает во внимание. Но, при всех этих НО, я считаю, что познакомиться с рецензируемой работой будет полезно как рядовым обывателям моложе 45 лет, так и специалистам по маркетингу и продажам.
И вообще, будь моя воля, я ввел бы специальный курс о разумном отношении к деньгам и планировании семейного бюджета в качестве обязательного для изучения в старших классах средней школы. Книга Крюгера могла бы стать для этого спецкурса базовым учебным пособием.
По-видимому, книга изначально была написана недурственным слогом, а перевод на русский, как это значится на обложке, действительно очень хорош. Так что читается «тайный язык денег» без всякого напряжения, тем более что автору удалось обойтись на трехстах страницах без единой формулы, графика или диаграммы.
ИГОРЬ Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S
Член Совета директоров исследовательского холдинга Romir
Президент Гильдии Маркетологов