Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

«Ложь» Сэм Харрис

«Ложь»  Сэм Харрис,  «Альпина паблишер», Москва 2015. 

 

Благая ложь или жёсткая правда

 

«И жениться, представляешь, обещал. Так вот под этой личиной, скрывался, блин, уголовник. Ну, в жизни не скажешь, какой был мужчина, ну, настоящий полковник»

 

Алла Пугачёва «Настоящий полковник»

 

Думаю, как и первое свидание, многие из нас запомнили своё первое собеседование при приёме на работу в коммерческую структуру. Хотя прошло уже более полутора десятка  лет, а у меня, до сих пор, стоит перед глазам  тесная комнатушка с грязными окнами и большой «ДСПшный» стол с «обломанными» краями.  Напротив меня  коммерческий директор, приблизительно одногодка. Я без зазрения совести рассказываю ему на сколько  «крут» как маркетолог, а он, честно глядя мне в глаза – на сколько «крута» их компания. Самое удивительное, что в конце деловой встречи мы «ударили по рукам» и уже по прошествии стольких лет остаёмся хороши друзьями.

Вообще, удивительна и многогранна эта самая ложь. Вспомните культовый фильм «Отходная молитва» с Микки Рурком, который совершает преступление на глазах у священнослужителя, а потом специально исповедуется ему. Слуга церкви не может нарушить тайну исповеди и «выбывает» из дела как единственный свидетель. Создаётся крайне парадоксальная ситуация – с одной стороны, как достойный гражданин общества – он обязан дать показания, с другой – он теперь сдержан «невидимыми препятствиями». Трудно представить муки совести, которые стали раздирать душу этого честного человека!

А уж эта «белая ложь»! В детском саду взволнованный мальчик всё спрашивает у воспитательницы, когда придет мама, которая только что оказалась в травмпункте с вывихом лодыжки на скользком московском тротуаре. А папа, как назло, застрял в пробке на Кольцевой автодороге. Ну, а невинный вопрос Вашего друга о своём внешнем виде перед публичным выступлением, который надел новый пиджак, сидящий на нём как домашняя пижама. Не уж то Вы посмеете сорвать его речь, принципиально став честным?  Ну, а находясь в гостях у хороших знакомых, и кушая фирменные хозяйкины пирожки, не уж то Вы обратите внимание, что начинка внутри них слегка сыровата и плохо жуётся?

Сэм Хэррис в своей книге попытался изобразить вариант жизни без лжи.  Он честно пытается разобраться как в ряде своих собственных поступков, так и своего учителя. При всём этом, его исследования распространяются гораздо дальше простого деления на два вида лжи, одна из которых «белая ложь» или ложь во благо. А ведь ещё есть секреты, которые нужно хранить, обманывая других, что Вы не в курсе сложившейся ситуации. Есть и так называемая, «вялая похвала» и пр.

Сам автор честно признаёт - ряд профессий  просто вынуждают нас ко лжи. Разве будучи специалистом отдела продаж, Вы не упустите случая продать более дорогой товар (ну, скажем раз в пять), когда совершенно спокойно потребность можно было бы закрыть дешёвым аналогом. А рекламная кампания, ну покажите мне хотя бы одного маркетолога, который рассказал бы о всех недостатках своего товара широкой общественности. И, наконец, полицейские под прикрытием, секретные агенты, шпионы! Да Вы и сами без труда дополните этот список.

Помню горячий Дискуссионный Клуб Гильдии маркетологов, на котором мы обсуждали проблемы этики в маркетинге. Даже в таком высокопрофессиональном сообществе сложились диаметрально противоположные мнения на этот счёт. Н, с другой стороны, просто вынесение данной проблемы на аудиторию – уже маленькая, но победа. Не скажу, что полностью разделяю подход автора к пользе «кристальной честности», но лишний раз книга заставляет задуматься об актуальных вопросах, а честность Сэма «подкупает»!

 

PS  «Если я лгу, я оскорбляю себя в большей мере, чем того, о ком я солгал»

Мишель де Монтень

 

C уважением, Козуля Игорь Иванович  
Член Гильдии маркетологов.
Член Сети «Национальной Гильдии Профессиональных Консультантов».
Эксперт по маркетингу, MBA.
http://kii08.blogspot.ru/                                                                                                         

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены